Мысли по ходу чтения.
Я вот и в фильме Жеглова недолюбливаю, а в книге он так совсем неприятный тип. Чего стоит хотя бы сцена, когда генерал Ляховский приходит благодарить доблестный МУР за найденный автомобиль и Жеглов называет ему свою фамилию, будто это он дело раскрыл. Да, в газете фамилий не будет, только вот если понадобится чего скромному капитану Жеглову - у него уже и генерал знакомый имеется. Далеко пойдет, зараза.
В фильме Жеглов жесткий, но с твердыми принципами (хотя философию "Не мы такие, жизнь такая" я всё равно не люблю), да еще и сглаживается обаянием Высоцкого, а книжный товарищ - жестокая беспринципная сволочь, и своими красивыми речами он прикрывает собственные неблаговидные поступки. А Шарапов-то уши развесил.
Зато Шарапов еще более умилителен, чем в фильме. Мне особенно нравится, как он мечтать начинает. Прям чувствую родственную душу!)))
Мне сделалось неловко, потому что никаких особых соображений не было и я уже пару раз ловил себя на пустом мечтании, что если бы можно было залететь на место происшествия в тот момент, когда там жулики шуруют, вот тут бы я себя показал, я бы им, сволочам, устроил!
Интересно, что за дела у Жеглова были с Манькой Облигацией. Явно он её выделяет из ряда других дамочек легкого поведения, а Шарапов так и прямо говорит, что они похожи на двух влюбленных.
Нравится атмосфера: с какой искренней радостью Шарапов отмечает обновление послевоенной Москвы - там камуфляж со здания снимают, тут ремонтируют, "скоро заживем!"
Это спрячу под кат, чтобы никого не смущать))
Продолжая сравнивать с фильмом: киношный Жеглов к своему Шарапову относится очень нежно, опекает его. Книжному, по большому счету, на Шарапова наплевать. Он красуется-рисуется перед ним, иногда дразнит, иногда снисходит до разговоров, а Шарапов смотрит на него восхищенно, сравнивает себя с Прекрасным Глебом и старается соответствовать.
Книжный Жеглов вообще любит себя показать:
- Ешьте на здоровье, - милостиво сказал он, и я видел, что он самому себе нравится в этот момент и всем соседям он был невероятно симпатичен.
В фильме, когда Груздев говорит: "Плохой человек твой Жеглов", а Шарапов его защищает, то невольно соглашаешься с Шараповым: Жеглов не такой уж плохой, только у него два мнения - его и неправильное. А в книге Шараповское "во имя того, чтобы мог он сейчас ... идти с любимой женщиной домой, Жеглов всего несколько часов назад без всяких колебаний бросился в схватку с Фоксом" не убеждает: не ради Груздева Жеглов там рисковал, а ради себя, карьеры, чувства собственного достоинства, служебного долга, но никак не ради спасения неприятного лично ему и раздражающего Груздева.
И к концу книги неприятное чувство всё нарастает: Жеглов с Шараповым расходятся в мировоззрении все дальше и дальше, Жеглов не хочет понимать ни-че-го из того, что ему объясняет Шарапов, а Шарапов тихо злится. В фильме же они постепенно приходят к общему знаменателю, пусть и не до конца. Жеглов местами видит Шараповскую правоту, осознает, что понимание и бесхребетность - далеко не одно и то же, а Шарапов учится жестким методам.
И момент с убийством Левченко ясно показывает: книжный Жеглов стреляет сразу и гордится выстрелом, а киношный ждет-ждет-ждет до последнего, и видно, как ему жаль.
В общем, киношный вариант Жеглова мне нравится куда больше: есть в нем надежда на исправление, и он хороший, несмотря на. А книжный - по трупам пойдет, переступит, как и предрекал Груздев.
Верю, что у киношных Жеглова с Шараповым может быть будущее: разберутся со смертью Левченко и будут ловить бандюков плечом к плечу и строить коммунизм. А у книжных - всё, финита. Поначалу Шарапов был очарован Жегловым, его обаянием, удалью, умением заговорить зубы, но в итоге глаза у него открылись. И будет Шарапов смотреть холодно, исподлобья, и попросит съехать, теперь уж наверняка, а Жеглов посмеется: "Из-за вора паршивого? Да ты что, Шарапов!" и так ничего и не поймет...
Я вот не понимаю, какую сюжетную нагрузку несет смерть Вари? Я почему-то думала, что она погибнет из-за "Черной кошки", ну, чтоб у Шарапова дополнительный стимул был... А то как-то бессмысленно.
Кстати: несколько высокопарная манера повествования - это авторский стиль или происходит оттого, что рассказ ведется от лица романтика Шарапова?
Ничего себе трактат О_о