Дочитываю "Педагогическую поэму" Макаренко - забрела в библиотеку, наткнулась на нее взглядом и не удержалась, взяла. Когда-то я её уже читала, на первом курсе, в воспоминаниях осталось только, что понравилось, и как Макаренко морду одному товарищу бил)). При перечитывании действительно оказалось, что хорошая книга. Мне первая часть особенно нравится, про установление дисциплины и начало организаторской работы, где только устанавливается контакт между воспитанниками и воспитателями. Потом начинается слишком много про коммунизм, а у меня от этого неприятные ощущения по всему телу. Дело даже не в самой идеологии: в любом воспитании должна быть какая-то цель, будь то воспитание толерантности, классовой ненависти или умения вертеться в любых условиях. Воспитание "нового человека" и коммуниста по версии Макаренко цель не самая плохая, поскольку предполагает любовь к труду, свободу в выборе профессии, воспитание организаторских и творческих способностей, помощь товарищам и прочее в таком духе. Но от чего меня корежит, так это от априорного признания недостойными всех, кто в такой идеал характера не вписывается. Был там у них один мальчик, который сам пришел в колонию, потому что счел, что у него характер "неподходящий" для современной жизни. А чем неподходящий? "Все едут в поезде, песни поют, а я не могу с ними петь, всё думаю и думаю о чем-то". Господи, ребенок думает, а не со всеми в ногу шагает, какой ужас. К чести Макаренко, он его там не осуждает, но нотка "Ну, мы еще воспитаем из него большевика" присутствует.
Меня так же, кстати, корежило от "Полудня" Стругацких. Это какая-то жуткая антиутопия в моем понимании: всё хорошо, все веселые, учись, работай, свобода-равенство-братство, ура! Но при этом ясно видно, что если ты не будешь бегать с ними такой же веселый, тебя запинают. Или в "Далекой Радуге" самый печальный для меня момент, когда среди детей, воспитанных в интернате, появляется 7-летний мальчик, который жил дома. И про него с таким осуждением и злорадством, мол, изнеженный, неприспособленный, трудно же ему сейчас придется, бва-ха-ха! Я себя сразу там представляю, мазохистские такие фантазии из разряда: "Ух, как бы меня там ненавидели!")) И смех, и слезы. Вот куда бы я там со своим характером?
Да, возвращаясь к "Педагогической поэме", есть там совершенно чудесные моменты: когда Макаренко, например, в лес уходит проветриться, потому что довели, а все тайком за ним бегут и боятся, что он стреляться пошел. Вообще нравится в нем, что он характер свой не скрывает. Как-то считается, что педагог должен быть всегда спокоен и непоколебим, как скала, но иногда никак это невозможно, потому что хочется по морде какому-нибудь треснул, так доводят. И да, когда хулиганы разок в тебе увидят злость, начинают как-то больше уважать, главное, в беспомощную истерику не сорваться, это сложно.
Читала и анализировала параллельно свой опыт в пту; вижу и свои ошибки, и системные. Даже еще раз бы пошла к ним, всё-таки педагог - это диагноз)). Скучаю по детям, даже по хулиганам своим. Совершенно особое ощущение, когда ты говоришь про этих лбов здоровых "мои дети"). Почему не платят за это хоть раз в пять больше, я бы осталась.