Я люблю иногда смотреть передачи про моду: в них можно обнаружить отличный срез гендерных стереотипов. Недавно вот ознакомилась с британской передачей How to Look Good Naked («Как выглядеть хорошо голой». Она немного неактуальна (шла с 2006 по 2009 годы), но, думаю, с тех пор мало что изменилось.
Передача вызвала противоречивые чувства: я запоем посмотрела больше десятка серий, много улыбалась, но от некоторых моментов кривилась, и послевкусие осталось сомнительное.
Провозглашаемая цель передачи – научить женщин любых форм и размеров любить собственное тело и хорошо выглядеть и в одежде, и без. Надо сказать, что с задачей шоу справляется. По крайней мере, мне оно было полезно для прочистки мозгов. Главное тут – не нахвататься новых комплексов и стереотипов.
читать дальшеПоскольку это реалити-шоу, в нём много используется «шоковая терапия». Фото героинь в одном белье вывешивают на всеобщее обозрение, заставляют их фотографироваться обнаженными или участвовать в показе мод – и белья. Делается это для осмеяния, а для того, чтобы собрать комплименты от зрителей и поднять самооценку героинь – и оно работает. Для большинства открытием является то, что другие люди оценивают их тела не как «жирные» и «уродливые», а как нормальные, привлекательные, сексуальные или даже идеальные.
Ещё показалось интересным, что если у героини был муж, то он всегда хвалил её тело и сожалел, что жена себя недооценивает. Сравнивая с российскими шоу: там почти всегда муж жалуется, что жена «опустилась», стала несексуальной, что с ней стыдно показаться…
Другой метод изменения самооценки, который мне очень понравился: ведущий, Гок Ван, просил героиню создать компьютерную модель своего тела (используя кнопки «больше» и «меньше»), а затем сравнивал её с реальной. Все героини видели себя на 25-50% толще, особенно раздувая свои мнимые недостатки (торчащее пузо, «попины уши», висящую грудь). Мне это помогло понять, что я, вероятно, тоже кое-где рассматриваю себя сквозь увеличительное стекло, а зря.
Кроме того, каждая передача начиналась со статистики (хотя, по-моему, очень грубой, если не взятой с потолка - лишь бы шокировать зрителей) того, какая доля британских женщин ненавидит собственное тело, сколько девочек-подростков сидит на диетах и подумывает о пластических операциях и т.д. Причина: рекламные и киношные образы нереальных красоток, которыми нас бомбардируют со всех сторон. Я была рада, что эту идею озвучили: что глянцевая «красота» - это рекламный трюк, она недостижима без фотошопа, что не нужно стремиться к ней, гораздо важнее принимать и любить себя.
Для противостояния глянцевым образам в каждой передаче показывали живых женщин, чтобы героиня могла посмотреть со стороны на тела с похожими пропорциями и «проблемами», которые она видела у себя.
Что касается самой моды, то наряды, которые подбирали героиням, были в большинстве своем хороши, но… тут я постепенно перехожу к недостаткам шоу. С тем же упорством, с которым «Модный приговор» или «Снимите это немедленно» одевают участниц в туфли на шпильках, Гок Ван одевал всех в платья. Под девизом: «Вам надо стать женственной!» Это был первый упс.
Второй упс: героинь упорно затягивали в
Он всем пытался создать фигуру «песочные часы». Эта фраза в каждой серии повторялась с десяток раз, так что у меня сложилось впечатление, будто мне внушают: можно иметь лишний вес – но только если у тебя «песочные часы». Если нет – надо затянуться в корсет и «создать иллюзию» (цитата из Гок Вана). Ах да, а для маленькой груди нужен лифчик с силиконовыми подушечками: чтобы было красивое декольте. А ведь далеко ходить не надо: в 1920-е годы красивым считался прямой силуэт, а не Х. А до этого – платья с накладками на попе, помесь «груши» и «песочных часов». Осталось сделать небольшое мыслительное усилие и понять – что это всего лишь вопрос моды, под которую подстраиваться совсем необязательно.
Четвертое разочарование: в просмотренных сериях почти все героини были с лишним весом, хотя и с разными типами фигур. Мне было бы интересно посмотреть на кого-то более нетипичного: например, с недостатком веса (или у таких проблем с самооценкой не должно быть?), экстремально низким или высоким ростом, на женщин, стесняющихся шрамов… В общем, много вариантов. Может, в других сериях это было? Или таких одевать слишком сложно?
Пятое разочарование: слово «секси», которое я бы просто запретила ведущему произносить с экрана. «Ты хочешь быть секси?», «Вот теперь ты просто секси!», «Привет, детка, ты секси, все мужики будут твои!» Делаем выводы: красота – это сексуальность (т.е. привлекательность для мужчин). Опять двадцать пять. Почему-то выйти за пределы этой аксиомы не может ни одна передача. Для мужчин ведь много вариантов: красота – это сила, умудренность опытом, здоровье, ум… Мне прямо любопытно, что бы делал ведущий, если бы героиня сказала: «Нет, я асексуал, сделайте мне такой образ, чтобы это было видно, но
И, наконец, шестое разочарование: реклама косметических процедур (в более поздних сезонах она стала менее навязчивой, но всё ж таки имела место). Да, Гок Ван провозглашает, что сделает женщину красивой без хирургии и диет. Но зато отправит её на обертывания, электрошок и прочие дорогущие процедуры. Кроме того, мне хотелось услышать, что целлюлит – это не болезнь, а естественное состояние организма, но увы – видимо, за рекламу антицеллюлитных средств слишком хорошо платят.
Были и известные бьюти-журналистки, которые давали советы в духе «Обязательно увлажняйте кожу!» и «Делайте эпиляцию воском». Так и запишем: (полная) женщина может наслаждаться собой, только если она гладкая во всех местах, имеет идеальную кожу, макияж, волосы и маникюр. По-моему, давление индустрии красоты переносится с формы фигуры и лица на «ухоженность поверхности». Установка «лишний жир = лень, неуважение к себе и другим, неопрятность» постепенно теряет свою силу, на смену ей приходит установка насчёт гладкости фактуры.
Вывод: посмотреть можно, но относиться очень критически, иначе наряду с устранением одних стереотипов можно незаметно впитать другие. Особенно опасно из-за того, что идеи в передаче провозглашаются «передовые» и феминистические, но на практике подспудно опровергаются.