Сегодня ночью (с воскресенья на понедельник) вернулись с фестиваля WOMAD. Я там понесла некоторые потери: в сумке пролилась вода, убив мой телефон и слегка повредив паспорт. Кто знает, если у меня на визе и на виде на жительство поплыл край фотографии (но меня узнать все еще можно), меня не завернут на границе? И могу ли я ехать с этой визой в следующий раз?
Теперь о хорошем: фестиваль мне понравился. Ожидала я несколько другого, хотя особых ожиданий толком не было. Но почему-то думала, что будет больше алкоголя, молодежи, гулянок на всю ночь и т.п. На самом деле это было скорее семейное мероприятие: очень много детей, почти никто не курила (счастье!!!), пили очень умеренно (так, по пиву вечером), пьяных ни разу не видела. Атмосфера хиппи, прямо в 70-х себя почувствовала: и одежда соответственная, с этническим уклоном, и политические взгляды у людей левые. Там было пару стендов политической направленности: Amnesty International, что-то про обучение детей в Африке и в Индии, в субботу было небольшое шествие в поддержку Палестины. Было очень интересно просто разглядывать людей, я даже сделала украдкой несколько кадров. В моде у хиппи нынче африканская и индийская тематика)). Одежда, еда, украшения. Не обошлось и без гербалайфа "традиционных восточных практик": там был уголок здоровья, где, кроме обычного массажа, можно было подвергнуться всяким странным штукам типа гонг-массажа. Гонг-массаж у нас стал вообще расхожей шуткой. Chai, который индийский чай со специями и молоком, был практически главным напиткам фестиваля. Я его тоже оценила и несколько раз пила, особенно хорошо запивать им острую восточную еду, т.к. молоко нейтрализует остроту.
А теперь о главном: о музыке. Фестиваль всё-таки музыкальный. Основную роль там играли африканские музыканты с небольшой примесью восточно-европейских и британских. Пропорция не всегда такая: мне сказали, что пару лет назад было много латиноамериканских. Но суть в целом в том, что белый средний класс съезжается посмотреть на экзотических и духовных музыкантов из, м-м, менее развитых стран. Я немного шучу, но на самом первом представлении меня сразу поразило разделение: на сцене африканцы, публика - богатые белые люди. Наверное, можно много рассуждать о том, почему именно так...
На фестивале несколько разных сцен, которые различаются по важности и по представляемым направлениям. Я видела, конечно, далеко не всё, т.к. это и физически невозможно, и я не настолько интересуюсь музыкой.
Самым главным событием для меня стало выступление Горана Бреговича. Мой дядя - его фанат, так что я невольно была очень хорошо ознакомлена с его творчеством. Как ни странно, Юэн и его семья, которые знали половину выступавших там африканских музыкантов (причем комментировали их в духе "О, вот этот - настоящая звезда, надо его обязательно послушать"), ничего не знали о Бреговиче. Так что получилось, что в первый вечер я, которая в музыке ни бум-бум, просвещала их)). Я внизу сделала голосовалку, мне интересно, правда ли, что Брегович довольно известен в России, или это мне так повезло с дядей.
Брегович был потрясающий, зажигал публику, в общем, чего я от него и ожидала. Очень рада, что увидела его вживую.
В субботу главным исполнителем был Youssou N'Dour из Сенегала. Он мне тоже понравился, хотя не могу сказать, что сразу стала его поклонницей. Показалось, что он несколько склонялся в сторону сенегальской попсы в своем выступлении (такое, что скорее будут играть на свадьбе, нувыпонели), и после мое предположение подтвердилось: в последнее время он занимается более духовной музыкой, но на концерте задачей было скорее "зажечь", так что из всего репертуара там было самое "попсовое".
В субботу, кроме того, сходила на пару воркшопов. Самым классным был по африканским барабанам. Эх, даже самой захотелось научиться играть, я вообще питаю слабость к барабанам и в оркестре обращаю внимание именно на них.
В воскресенье было много интересного. Во-первых, BBC Radiophonic Workshop: группа стариков-разбойников, работавших со звуком на ВВС (те люди, которые делают всякие звуки для программ). В том числе там был один из тех, кто участвовал в создании заставки и звуков для Доктора! Он рассказывал и показывал, как оно делалось в 60-х: с помощью пленки и изоленты, как он сказал. Всё вручную. Например, заставка Доктора состоит из трех дорожек: основной ритм, мелодия и "свистящие штуки сверху", как он выразился. Свистящие штуки делались на осциллографе вручную, а потом - ножницы и изолента, ага. Сейчас эти товарищи скооперировались и создали группу, пищут электронную музыку с использованием спецэффектов, подобных тем, которые они использовали в своей работе на телевидении. Интересно было наблюдать за ними на сцене: четверо старичков (всем, кроме одного, 70 или около того) плюс один, который на сцене не всё время, такие обычные дяденьки в рубашках и штанах со складками, нерды, но играют при этом довольно тяжелую электронную музыку. Забавно было, когда они рассказывали что-то в перерывах между песнями, и один говорит: "Спасибо, так мило (lovely), что вы пришли и аплодируете нам". Милота: такой контраст между их внешностью и музыкой. Вот никогда нельзя судить по внешности)).
Вечером выступала другая группа, про которую мы все сошлись во мнении, что они как BBC Radiophonic Workshop на следующей стадии своего развития, Public Service Broadcasting. Стиль у них был более продуманный, и оформление сцены, и костюмы; музыка более танцевальная. Можно сказать, более хипстерская версия ВВС. Но они тоже использовали отрывки из транслиций ВВС в своей музыке.
Также в воскресенье выступала Шинейд О'Коннор. Я ее особо раньше не слышала, хотя видела и в лицо знала. Песни красивые, но на сцене она вела себя очень отстраненно, с публикой не общалась.
В целом интересный опыт, рада, что поехала.

П.С. Забыла добавить, что очень приятно было гулять босиком: фестиваль проходит в полях, на территории, принадлежащей какому-то крупному землевладельцу. Погода все дни была жаркая и сухая, кроме небольшого дождика в пятницу, так что можно было спокойно сидеть и лежать на земле. Очень здорово: идешь, устанешь, приляжешь, где настигло, дальше идешь. Люди покупают еду в палатках, там же садятся или ложатся группками, едят, спят, читают.