We're all just stories in the end.
Перед началом спектакля волновалась, как фанатка перед встречей с кумиром. Таки да, я всё-таки фанат Гамлета в самом фандомном смысле этого слова)).
Спектакль был очень современный: возьмите Теннантогамлета и помножьте его на сто - примерно так это было и по громкости, и по количеству трюков. Но тем не менее, это было хорошо. Или "благодаря этому"? Не знаю. С Гамлетом я всегда сомневаюсь, хочу ли я видеть его в классической постановке или в новаторской. Под настроение, пожалуй. Тем и хорошо знать пьесу чуть ли не наизусть: в любой постановке можно найти что-то новое и интересное для себя, а если в данной версии что-то разочарует, можно вспомнить любимые моменты из других и утешиться.
Начало спектакля уже впечатлило: вместо сцены у них была огромная... э, песочница с землей, в которой они то рыли могилы, то падали в нее, то бросались, то мазались. Вместо обычной сцены была только небольшая подвижная платформа, которая ездила над песочницей назад-вперед. Еще у них были шланг с водой, блестки, красный сок - по совместительству вино и кровь, молоко, еда, кетчуп (по совместительству тоже кровь), микрофоны и видеокамера! (Опять привет Теннанту). Фишка с видеокамерой понравилось больше всего: в некоторые моменты спектакля кто-то из актеров снимал остальных крупным планом, все это проецировалась в прямом эфире на задник с добавлением спецэффектов (типа старой пленки и мерцания) - было очень красиво, впечатляюще и уместно, потому что подчеркивало нужные эмоции.Так что хотя бы в плане зрелищности посмотреть было на что. Отдельный плюс за то, что спецэффекты и музыка все были к месту, работали на идею, а не просто на то, чтобы ошарашить зрителя.
Теперь о самом действии: текст пьесы порезали, части поменяли местами, добавили кое-что от себя. Смело, но опять же сохранив важные мысли. Хотя - они вырезали Йорика!! Как бы в этом спектакле и при этой последовательности сюжета разговор про Йорика только затормозил бы действие, но... но... люблю я диалог с могильщиком и череп. Актеров всего шесть, так что играют они по нескольку персонажей. Ну, что Клавдио и отца Гамлета играет один и тот же актер - это классика. А вот что Офелию и Гертруду играла одна актриса (снимая и надевая парик прямо на сцене) было неожиданно. В начале я ещё задумалась, как они выкрутятся на их диалогах, но их либо убрали, либо переделали в монологи, закадровые реплики и т.п. Также один актер играл Гильденстерна и Горацио, другой - Полония и Озрика, третий - Розенкранца и Лаэрта. Один только Гамлет всегда играл самого себя)).
Гамлет... в начале я уже сказала, что он был как Теннант, помноженный на сто. Оффтопом: вот говорят "мой Доктор", а у меня есть "мой Гамлет", и это Теннант. Во-первых, импринтинг: он был моим первым Гамлетом, во-вторых, он... самый цепляющий. Его невозможно забыть. Хотя идеальным классическим Гамлетом - наиболее близким тексту и духу Шекспира - я считаю Дерека Джейкоби. "Мой первый Гамлет" звучит очень интимно, но именно так я его и называю про себя)). Это я к тому, что всех следующих Гамлетов я сравниваю и буду сравнивать с Теннантом. Когда я в первый раз увидела Теннанта, его исполнение показалось мне местами странным и неуместным, но теперь я его заочно переоценила - надо будет пересмотреть и оценить очно. Нынешний Гамлет в плане ужимок и прыжков и демонстрации безумия заставил выглядеть Теннанта примерным учеником воскресной школы)). Поначалу оно мне очень нравилось, потому что и серьезность там мелькала в нужные моменты, но под конец они перегнули палку с фарсом, и меня просто утомило количество пустого мельтешения. У Теннанта в этом плане есть отличное умение ровно в нужное время переходить от фарса к серьезности и обратно. Вот сегодняшнему Гамлету этого умения местами не хватило. Видимо, его решили показать по-настоящему сумасшедшим, но за этим загадка, которая всегда меня занимает при просмотре, - насколько безумен Гамлет, разрешилась самым простым образом: он безумен всю дорогу, от начала и до конца, причем он сошел с ума ещё до явления призрака. Не было колебания на грани, когда ты (зритель) ещё сомневаешься: это ещё притворство или уже болезнь? У Шекспира перелом для меня наступает, когда Гамлет видит тень отца, а Гертруда её не видит (хотя и тут можно спорить, почему так происходит, но для меня дело именно в безумии). Этот Гамлет сумасшедший уже в тот момент, когда он в первый раз ест землю (ага, ага, и такое там есть) и прыгает по столу.
Кажется, мой отзыв начинает выглядеть негативным, но это не так! Повторю, что мне понравилось, дало пищу для размышления - и вообще, я люблю больше Гамлетов хороших и разных. Например, очень показателен этот спектакль был в плане сопоставления Офелии и Гертруды и темы "нечистоты", разврата. Во-первых, обоих женщин играла одна актриса, и в спектакле первый переход-переодевание одной в другую обыгран очень хорошо, с упором на метафорическое изображение того, что после предательства матери все женщины для Гамлета выглядят такими же коварными созданиями. Во-вторых, уже упомянутые земля, вода и продукты питания, которыми актеры щедро мазали друг друга. Я постоянно вспомнинала фразу "Прогнило что-то в датском королевстве" - по крайней мере, так я воспринимала упор на тему грязи.
Под конец я, правда, устала: тяжело сидеть три часа без антракта. А у меня ещё и начинают болеть коленки, когда я держу их согнутыми под прямым углом дольше 10 минут, и спина, так что я начинаю вертеться, каждый пять минут меняя положение. Интересно, насколько я раздражаю своих соседей? Устала и от безумных прыжков Гамлета, так что они начали восприниматься как раздражающие. Уже хотелось, чтобы он успокоился и пять минут поговорил как нормальный классический Гамлет - серьезно и с пафосом. Но фигушки мне, сцену "все умерли" превратили в фарс в духе спектакля (поливаясь краской вместо крови и т.п.), так что порыдать мне не удалось. Правда, я как-то паралелльно вспомнила смерть Теннантогамлета, и это привело меня в странное расположение духа, перпендикулярное спектаклю)). Так что вышла я оттуда несколько bedrückt, подавленная обилием противоположных эмоций и впечатлений.
Много написала, но не упомянула некоторые особо впечатлившие или позабавившие меня находки: например, общение с залом (когда Гамлет обсуждает театр, зажигают свет над зрительным залом, и он вполне доверительно сообщает о том, как в этом самом зале можно было бы выявить убийцу)); утопление Офелии под полиэтиленовой пленкой; фраза, обращенная к Розенкранцу и Гильденстерну: "Оставьте меня, мне ещё надо монолог сбацать"; явление призрака; интонации ток-шоу у Клавдио; пантомима Гамлета и Горацио в стрингах (это вместо театрального представления, вестимо). Пантомима заслуживает отдельного описания: она была дикая и безумная, потому что трусы и чулки на Гамлете - это сильно, но как-то удивительно передавала смысл сего действа в рамках сюжета. Гамлет играл неверную королеву и позже - убийцу, Горацио - убитого короля, параллельно Гамлет комментировал происходящее для зрителей на сцене.
Я не знаю даже, как разум режиссера рождает такую траву, и при этом она умудряется со всей своей дикостью быть о вечных ценностях... но умудряется. Хотя я не уверена, что хотела бы увидеть в таком исполнении незнакомую мне пьесу. Всё-таки с Гамлетом у нас долгие отношения, я могу домыслить то, что потеряется из-за манипуляций с оригинальным текстом, а вот новое я предпочитаю видеть или читать в классическом варианте: это создает базу, на которой можно уже устраивать всякие игры со смыслом. Это как игра слов: она совершенно бессмысленна, если ты не знаешь язык, на котором она создается.
Спектакль был очень современный: возьмите Теннантогамлета и помножьте его на сто - примерно так это было и по громкости, и по количеству трюков. Но тем не менее, это было хорошо. Или "благодаря этому"? Не знаю. С Гамлетом я всегда сомневаюсь, хочу ли я видеть его в классической постановке или в новаторской. Под настроение, пожалуй. Тем и хорошо знать пьесу чуть ли не наизусть: в любой постановке можно найти что-то новое и интересное для себя, а если в данной версии что-то разочарует, можно вспомнить любимые моменты из других и утешиться.
Начало спектакля уже впечатлило: вместо сцены у них была огромная... э, песочница с землей, в которой они то рыли могилы, то падали в нее, то бросались, то мазались. Вместо обычной сцены была только небольшая подвижная платформа, которая ездила над песочницей назад-вперед. Еще у них были шланг с водой, блестки, красный сок - по совместительству вино и кровь, молоко, еда, кетчуп (по совместительству тоже кровь), микрофоны и видеокамера! (Опять привет Теннанту). Фишка с видеокамерой понравилось больше всего: в некоторые моменты спектакля кто-то из актеров снимал остальных крупным планом, все это проецировалась в прямом эфире на задник с добавлением спецэффектов (типа старой пленки и мерцания) - было очень красиво, впечатляюще и уместно, потому что подчеркивало нужные эмоции.Так что хотя бы в плане зрелищности посмотреть было на что. Отдельный плюс за то, что спецэффекты и музыка все были к месту, работали на идею, а не просто на то, чтобы ошарашить зрителя.
Теперь о самом действии: текст пьесы порезали, части поменяли местами, добавили кое-что от себя. Смело, но опять же сохранив важные мысли. Хотя - они вырезали Йорика!! Как бы в этом спектакле и при этой последовательности сюжета разговор про Йорика только затормозил бы действие, но... но... люблю я диалог с могильщиком и череп. Актеров всего шесть, так что играют они по нескольку персонажей. Ну, что Клавдио и отца Гамлета играет один и тот же актер - это классика. А вот что Офелию и Гертруду играла одна актриса (снимая и надевая парик прямо на сцене) было неожиданно. В начале я ещё задумалась, как они выкрутятся на их диалогах, но их либо убрали, либо переделали в монологи, закадровые реплики и т.п. Также один актер играл Гильденстерна и Горацио, другой - Полония и Озрика, третий - Розенкранца и Лаэрта. Один только Гамлет всегда играл самого себя)).
Гамлет... в начале я уже сказала, что он был как Теннант, помноженный на сто. Оффтопом: вот говорят "мой Доктор", а у меня есть "мой Гамлет", и это Теннант. Во-первых, импринтинг: он был моим первым Гамлетом, во-вторых, он... самый цепляющий. Его невозможно забыть. Хотя идеальным классическим Гамлетом - наиболее близким тексту и духу Шекспира - я считаю Дерека Джейкоби. "Мой первый Гамлет" звучит очень интимно, но именно так я его и называю про себя)). Это я к тому, что всех следующих Гамлетов я сравниваю и буду сравнивать с Теннантом. Когда я в первый раз увидела Теннанта, его исполнение показалось мне местами странным и неуместным, но теперь я его заочно переоценила - надо будет пересмотреть и оценить очно. Нынешний Гамлет в плане ужимок и прыжков и демонстрации безумия заставил выглядеть Теннанта примерным учеником воскресной школы)). Поначалу оно мне очень нравилось, потому что и серьезность там мелькала в нужные моменты, но под конец они перегнули палку с фарсом, и меня просто утомило количество пустого мельтешения. У Теннанта в этом плане есть отличное умение ровно в нужное время переходить от фарса к серьезности и обратно. Вот сегодняшнему Гамлету этого умения местами не хватило. Видимо, его решили показать по-настоящему сумасшедшим, но за этим загадка, которая всегда меня занимает при просмотре, - насколько безумен Гамлет, разрешилась самым простым образом: он безумен всю дорогу, от начала и до конца, причем он сошел с ума ещё до явления призрака. Не было колебания на грани, когда ты (зритель) ещё сомневаешься: это ещё притворство или уже болезнь? У Шекспира перелом для меня наступает, когда Гамлет видит тень отца, а Гертруда её не видит (хотя и тут можно спорить, почему так происходит, но для меня дело именно в безумии). Этот Гамлет сумасшедший уже в тот момент, когда он в первый раз ест землю (ага, ага, и такое там есть) и прыгает по столу.
Кажется, мой отзыв начинает выглядеть негативным, но это не так! Повторю, что мне понравилось, дало пищу для размышления - и вообще, я люблю больше Гамлетов хороших и разных. Например, очень показателен этот спектакль был в плане сопоставления Офелии и Гертруды и темы "нечистоты", разврата. Во-первых, обоих женщин играла одна актриса, и в спектакле первый переход-переодевание одной в другую обыгран очень хорошо, с упором на метафорическое изображение того, что после предательства матери все женщины для Гамлета выглядят такими же коварными созданиями. Во-вторых, уже упомянутые земля, вода и продукты питания, которыми актеры щедро мазали друг друга. Я постоянно вспомнинала фразу "Прогнило что-то в датском королевстве" - по крайней мере, так я воспринимала упор на тему грязи.
Под конец я, правда, устала: тяжело сидеть три часа без антракта. А у меня ещё и начинают болеть коленки, когда я держу их согнутыми под прямым углом дольше 10 минут, и спина, так что я начинаю вертеться, каждый пять минут меняя положение. Интересно, насколько я раздражаю своих соседей? Устала и от безумных прыжков Гамлета, так что они начали восприниматься как раздражающие. Уже хотелось, чтобы он успокоился и пять минут поговорил как нормальный классический Гамлет - серьезно и с пафосом. Но фигушки мне, сцену "все умерли" превратили в фарс в духе спектакля (поливаясь краской вместо крови и т.п.), так что порыдать мне не удалось. Правда, я как-то паралелльно вспомнила смерть Теннантогамлета, и это привело меня в странное расположение духа, перпендикулярное спектаклю)). Так что вышла я оттуда несколько bedrückt, подавленная обилием противоположных эмоций и впечатлений.
Много написала, но не упомянула некоторые особо впечатлившие или позабавившие меня находки: например, общение с залом (когда Гамлет обсуждает театр, зажигают свет над зрительным залом, и он вполне доверительно сообщает о том, как в этом самом зале можно было бы выявить убийцу)); утопление Офелии под полиэтиленовой пленкой; фраза, обращенная к Розенкранцу и Гильденстерну: "Оставьте меня, мне ещё надо монолог сбацать"; явление призрака; интонации ток-шоу у Клавдио; пантомима Гамлета и Горацио в стрингах (это вместо театрального представления, вестимо). Пантомима заслуживает отдельного описания: она была дикая и безумная, потому что трусы и чулки на Гамлете - это сильно, но как-то удивительно передавала смысл сего действа в рамках сюжета. Гамлет играл неверную королеву и позже - убийцу, Горацио - убитого короля, параллельно Гамлет комментировал происходящее для зрителей на сцене.
Я не знаю даже, как разум режиссера рождает такую траву, и при этом она умудряется со всей своей дикостью быть о вечных ценностях... но умудряется. Хотя я не уверена, что хотела бы увидеть в таком исполнении незнакомую мне пьесу. Всё-таки с Гамлетом у нас долгие отношения, я могу домыслить то, что потеряется из-за манипуляций с оригинальным текстом, а вот новое я предпочитаю видеть или читать в классическом варианте: это создает базу, на которой можно уже устраивать всякие игры со смыслом. Это как игра слов: она совершенно бессмысленна, если ты не знаешь язык, на котором она создается.
да, интересная интерпретация... неудивительно, что у них пять дней аншлаги были, я еще вовремя билет отхватила)