Итак, Берлинале подошел к концу, а я всё ещё не написала о ещё двух просмотренных фильмах.
Dora und die sexuellen Neurosen unserer Eltern (реж. Stina Werenfels)
Ссылка на сайт Берлинале с отрывком из фильма, описанием и фотографиямиБилеты на фильм "Дора и сексуальные неврозы наших родителей" достать было сложнее всего: раскупили мгновенно, хотя зал был большой. И неудивительно, потому что фильм а) отличный, б) на животрепещущую тему,
в) поставьте в название слова "секс" и "невроз", и полный зал вам обеспечен.
Главная героиня - 18-летняя девушка с - как это сейчас политкорректно называют? - умственной отстралостью или чем-то в этом роде. Почти всю жизнь её пичкали медикаментами, но перед её совершеннолетием мать решает, что хватит, и Дора просыпается, начинает открывать чувственную сторону жизни.
Моральные проблемы, секс, дочки-материОчень интересно показано, как она видит мир: камера выхватывает отдельные детали реальности – туфли, надетые на Доре, руки матери, улитку, ползущую по траве.
Вскоре она начинает открывать для себя и собственную сексуальность. Это приводит к тому, что она замечает на противоположной стороне улицы симпатичного мужчину и следует за ним в метро, а затем и в туалет. К сожалению, мужчина оказывается мудаком и, видя интерес Доры, насилует её. Родители, конечно, в ужасе, её ведут в полицию, к врачу, но показания Доры сводятся к «У него был красивый петушок» и «Я подарила ему гранат» (Дора продаёт овощи и фрукты на уличном базарчике).
Ей дают morning-after pill, но мать, когда прекращала лечение, успела внушить ей, что таблетки – кака, и Дора от неё избавляется. В итоге она беременеет, её кое-как уговаривают на аборт (с трудом не потому, что она не хочет, а потому что ей сложно объяснить саму концепцию). Так как Дора теперь совершеннолетняя и дееспособна, для родителей очень усложняется всё это общение с врачами и полицией.
Через несколько дней она снова видит своего «возлюбленного», он вновь увозит её на своём кабриолете, и они занимаются сексом. Опять родителям приходится общаться с полицией и консультантами по сексуальному насилию, но Дора совершенно не воспринимает этот опыт как нечто плохое. Она охотно рассказывает психологу, что ей понравилось, а что нет: «Языком в ухо – это бе-е-е» - «И что ты делаешь в этом случае?» - «Я говорю так не делать».
Родители пытаются следить за её перемещениями с помощью GPS-датчика, и матери даже удается застать парочку «на месте преступления» (кажется, дома у этого Петера). Но сделать они ничего не могут, так как без заявления Доры состава преступления нет, а она искренне наслаждается происходящим. Родителей тут вообще жалко, потому что они до конца фильма бегают за этим мудаком и просят его не обижать их дочку (хотя бы предохраняться, хотя бы признать отцовство, хотя бы хорошо к ней относиться), а он их посылает открытым текстом, и сделать они ничего не могут. (Набить морду – не вариант, потому что они современные либеральные немцы.)
В Петере, конечно, есть немнооожечко хорошего, что делает его не совсем картонным мерзавцем. Например, в обычной жизни он расслабляется с помощью игровых автоматов, сигарет и алкоголя, но с Дорой они однажды приезжают в лес и начинают там безумно скакать и танцевать. Т.е. со взрослыми и равными надо держать марку мачо, а с Дорой, которая для него то ли не совсем взрослый, то ли не совсем человек, можно расслабиться. Или когда он поверяет ей свои фантазии о Лас-Вегасе в стиле фантазий Остапа Бендера о Рио: «Я там буду в белых шортах на теннисном корте».
Дора в него влюблена и наслаждается жизнью. Интересно показана сцена секса, как после показа сказала актриса, игравшая мать Доры: и не гламурно, и не как в порно. Сцена на самом деле была реалистичная и откровенная, но я бы не сказала, что эротичная и возбуждающая (хотя мой парень уже месяц как путешествует и, поверьте, мне надо очень мало). Не случайно фигура Доры, «скачущей» на Петере, в следующем кадре переходит в неё же, когда она стоит на заднем сиденье кабриолета и точно так же с детской радостью раскачивается навстречу ветру.
Поскольку Дору невозможно убедить принимать противозачаточные таблетки, а Петер идиот и мерзавец («У меня же нет СПИДа, зачем мне презерватив?»), то она снова беременеет. На этот раз с абортом что-то не складывает, то ли сроки пропустили, то ли Дору уговорить не удалось, так что она собирается рожать.
Для матери это очередной удар, потому что параллельно она сама проходит лечение и пытается забеременеть, но неудачно. Дору на специальных курсах учат ухаживать за младенцем. Тут следует хоррор-сцена, от которой весь зал содрогнулся: Доре дают куклу-младенца и оставляют на кухне варить макароны, а сами следят за ней через камеру. Дора берёт кастрюлю с кипятком, проносит её над лежащим на столе «младенцем» и, конечно, обливает его. Зал: «Ах!!!»
После этого у матери срывает тормоза, так как она понимает, что вместо собственной жизни и собственного (второго) ребёнка ей придётся нянчиться с Дорой и внучкой, которую та запросто может покалечить. Она громит комнату Доры, жалеет, что вообще её родила. Отец ей отвечает, что она так говорит, потому что ревнует к беременности Доры. (Кстати, отец там по ходу дела присутствует, но эмоционально вовлечён меньше матери, да и история больше об отношениях матери и дочери, так что я его не упоминаю.)
В результате Дору выселяют в специальную коммуну/Behinderten-WG. Интересно, что двух других жильцов играют актер и актриса с синдромом Дауна из берлинского театра «Рамба-Замба» и по ним виден их профессиональный уровень.
Финал, пожалуй, пересказывать не буду, а то вдруг кто-то захочет посмотреть. Но и в истории Доры, и её матери для обеих наступает просветление через катарсис, для каждой свой. Матери удаётся несколько отпустить ситуацию и признать, что хоть у дочери и куча проблем, но с какими-то она может справляться самостоятельно. Дора переживает предательство и разочарование (а чего ещё было ждать от Петера?), с акцентом на слове «переживает».
Фильм их тех, что заставляют ещё долго думать о себе и переосмысливать какие-то вещи. Даже больше истории Доры меня зацепила история матери. У меня вообще есть большой страх на тему того, что у меня может родиться умственно неполноценный ребенок. Телесные болезни меня как-то особо не пугают, не до фобии. Что-то связанное со страхом того, что если я не буду блистать интеллектуально, меня не будут любить: т.е. как же я сама могу любить кого-то, кто не блещет, да ещё и чувствовать себя виноватой в неисполнении долга материнской любви. И фильм мне тут ещё страхов добавил, хотя вроде бы должен был развеять.
Но о хорошем: после показа была беседа с режиссеркой (Stina Werenfels) и двумя актрисами – Дорой (Victoria Schulz) и её матерью (Jenny Schily). Все три мне понравились, были непосредственны, содержательно отвечали на вопросы. Зал тоже был активен, где-то минут 45 их ещё не отпускали. Der Letzte Sommer der Reichen/The Last Summer of the Rich (реж. Peter Kern)
Ссылка на сайт Берлинале с отрывком из фильма, описанием и фотографиямиЭтот фильм меня поначалу не впечатлил. Как я поняла под конец, задумка была сделать его максимально театрализованным, карикатурным, чтобы передать сюжет, который всё более закручивался в комедию абсурда. Но в начале не хватило визульных эффектов, которые бы подчеркнули эту задумку. Тут бы нужно было что-что в стиле «Гранд-отель «Будапешт» - и под конец фильма, когда действие переносится в фамильный замок, что-то такое наклёвывается, а вот в начальных сценах в городе – нет. Поэтому я сидела в недоумение: это они всерьёз? На фоне реалистичных (и иногда... ну, бедноватых) декораций актёрская задача сыграть пародию на самих себя не считывается и выглядит местами просто плохой игрой.
Так что я сначала развлекала себя тем, что представляла в роли главной героини Мишель Гомез)).
Трэш, угар, содомия - и всё это в буквальном смысле))Героиня предаётся БДСМу, насилует 16-летнюю девочку в своём кабинете в космическом стиле, курит и носит высокую причёску из чёрных волос, красную помаду и садо-мазо наряды из лаковой кожи и сетки на работу. Работает, кстати, главой корпорации. При этом реальная исполнительница главной роли казалась мне поначалу слишком мягкой (потом это уже было к месту). Но Мишель реально бы привнесла перцу и абсурда в этот фильм, я прямо очень жалела, что это не она!
Затем она встречает монахиню, которая сначала (до его смерти) работает сиделкой её деда. Монахиня сразу показывает свой характер, не переставая при этом подчёркивать, что она любит бога. Между ней и главной героиней завязывается роман. Отдельная прелесть – это как монахиня (Сара) морально бдсмит крутую тетку Ханну: напоминает, что любит бога больше неё, командует строго, но нежно, как медсестра: «Приди, уйди, молчи». Ханна от этого ловит кайф, потому что до тех пор искала кого-то, кто бы мог задать ей перцу, но искала не там, в БДСМных притонах, а надо было в монастыре.
Сюжет пересказывать не буду, потому что там есть детективная интрига. Но если вскоре я разрожусь фиком о Мисси в лаковой коже и фем!Докте в монашеском облачении, вы будете знать, откуда ноги растут)).
Кстати, кроме Мишель, Ханна в какой-то момент стала напоминать мне Илью Любимова/Воропаева (если помните, момент, когда он лежит с проституткой в постели и томно вещает «Я такой порочный»): такой же абсурдно-стёбный вариант развратного человека. И типаж такой же, профиль – один в один.
К финалу весь этот укур разогрел-таки зал, и пошёл смех и эмоциональная реакция на происходящее. Поначалу все, по-моему, тоже сидели в недоумении, пара человек даже ушла. Жаль, что после сеанса мне сразу пришлось убежать на последний нормальный рейс метро, и я не знаю, был ли разговор с режиссёром. Вообще-то интересно было бы послушать, правильно ли я поняла задумку. Мнэ, если вдруг Докторообзоры захотят это взять