We're all just stories in the end.
Из профессионального интереса:
Когда вы слышите слово "черт/дьявол", какой образ вам первым приходит на ум?
Когда вы слышите слово "черт/дьявол", какой образ вам первым приходит на ум?
Вопрос: (из того, что мне лично вспомнилось)
1. библейский образ | 13 | (18.84%) | |
2. Мефистофель | 6 | (8.7%) | |
3. Воланд | 7 | (10.14%) | |
4. Гоголевский образ | 11 | (15.94%) | |
5. сказочный (мифологический) черт | 16 | (23.19%) | |
6. образы из кино/сериалов | 6 | (8.7%) | |
7. другое | 10 | (14.49%) | |
Всего: | 69 Всего проголосовало: 51 |
ну а если мне надо представить дьявола во плоти... то что-то типа дракулы...
я болен
прости, что у меня случился страшный завал и я исчез и не было пикника на берегу сены (((
слышу "дьявол" и образ д'артаньяна рисует мое воображение )))
оригинально))
ничего, я сам там болела... может, приеду еще))
Черт - это в основном Гоголевское, да. (ну и, может, отчасти сказочно-мифологическое что-то)
А дьявол - сразу много как-то, так и не скажешь. Но не Мефистофель. И не библейский. Немножко Воланд. А так... что-то абстрактное.
даже не знаю!
спасибо за ответ)
Verit
для этого там многовариантное голосование)
я надеялась, что будет больше за Воланда, блин) моя гипотеза рухнула))
Вообще, если интерес профессиональный, то изначально "черт" и "дьявол" принадлежат к совершенно различным пластам мифологии, поэтому рисовать их одинаково воображение может вряд ли.
Понятно, что существует и некая синкретическая система, однако, как ни крути, "черт" не равно демон или адское существо по сути своей, "черти" - персонажи славянской мифологии, потусторонние существа, принципиально враждебные человеку, с очень известным каноническим образом - мохнатые, с козлиными ножками и рожками. Как существа враждебные и инфернальные, позднее были отождествлены с библейскими идеями ада, прежде всего в народных верованиях.
Так что черта трудно представить кроме как в стандартном виде (хотя они и способны были принимать человеческий облик, да и любой другой).
С другой стороны "дьявол" - категория библейской мифологии, напрямую связанная с Адом. Как мне кажется, тут представляться может два основных варианта, потому как собственно у классического дьявола две ипостаси - владыка Ада и враг рода человеческого с одной стороны, и падший ангел с другой стороны, соответственно и две традиции изображения, не противоречащие одна другой (учитывая, что тут мы так же говорим о существах со способностью изменения облика, даже не просто способностью, а свойством).
Владыка Ада традиционно изображается в форме объединяющий облик козла и немного дракона.
Далее вариации на тему.
Падший ангел - соответственно плящет от облика классического ангела, только с потемневшим ликом и проч.
Образ очень интересный и многослойный, временами неоднозначный в самих первоисточниках, не говоря о неканонических их современниках.
Так что, категории, разные.
У нас частичное объединение произошло из-за того, что средневековые адские демоны изображались достаточно похоже на чертей, да и вообще по аналогии с чертом объяснить всё было легче.
Если исходить из синкретического подхода к изучению мифологии, то в общем, смешение этих категорий вполне возможно.
я поэтому и сделала мновариантную голосовалку, что образы могут быть разные)
вообще я пишу курсовик про Воланда и Мефистофеля, поэтому меня прежде всего интересовало, насколько их образы распространены в качестве персонификации "сил тьмы". не то чтобы я там про это именно писала, просто любопытно стало))
согласна, что есть некие классические образы, но литературой и кино столько сверху наверчено, что новое, как я смотрю по голосованию, для многих сильнее.
а так - ну, точно не "черт", это как-то... они выше этого оба, на мой вкус. XD
Вот дьявол. Может быть, отчасти.
А так - да, персонификация сил тьмы есть, но в то же время не совсем; все-таки они... персонажи, по крайней мере изначально, и они не являются концентрацией сил зла для меня, если считать зло чем-то ужасным прям. Мало того, что они импонируют в принципе xD; но тот же Воланд по сути лишь выявлял зло в людях, не считая отдельных моментов.
Так что они у меня - да, со злом ассоциируются, но стоят немножко отдельно )) Я могу сказать "Мефистофель", говоря о дьяволе/сатане, если тебе это поможет. ))
Я не об этом.
Я о том, что вопрос "черт/дьявол" - не совсем корректен.
Корректно по отдельности - "черт" и "дьявол".
Если бы вопросы были отдельно, то на "дьявол" ответы Воланд и Мефистофель попадались бы чаще.
Черт - это принципиально другое
Кстати, с точки зрения мифологии, образы Воланда и Мефистофеля - не вполне в самую точку. Вернее в точку, за счет того, что дьявол принимает тот облик, который нужен в конкретный момент, но если отталкиваться от канона (т.е. мифологии), то выходит, что в антропоморфном облике дьявол должен выглядеть ангелоподобно, т.к. как молодой и красивый мужчина (со скидкой на некую андрогинность).
На моей памяти ближе всего к этому варианту подобрался фильм "Адвокат дьявола", где в конце Дьявол принимает свой истиный облик буквально на мгновение.
(Говорим именно о Дьяволе, не о демонах).
А вообще, вопрос очень сложный.
Как бы там ни было, удачи с работой. От себя могу точно сказать, что образ Воланда - один из самых интересных образов, что мне попадались в литературе, и вполне сильная и интересная интерпритация дьявола.
на мой вкус, Мефистофель скорее черт, в смысле мелкий бес)) маловат размахом для "дьявола"
"черт/дьявол"
ну, отдельную голосовалку для каждого создавать? я могла бы еще других обозначений добавить: сатана/князь тьмы/злой дух. по-немецки гораздо удобнее, их всех можно назвать "Teufel"))
удачи с работой
спасибо)
я имела в виду скорее первые ассоциации, говоришь "дьявол" - видишь какой-то образ) я на слово "черт" вижу, например, черта из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки" или как он там называется
Я могу сказать "Мефистофель", говоря о дьяволе/сатане, если тебе это поможет. ))
ага, я хотя бы не совсем неправа))
Черт - гоголевский персонаж, уж очень люблю его рассказы. Когда при мне чертыхаются, меня жутко коробить изунтри, рога поотшибала!
А слово дъявол никаких плохих чуйств не вызывает.
А вот только что осенило, знаю, где Воланд уживается отлично с амплуа падшего ангела.
В "Мастере и Маргарите" Виктюка.
Сам спектакль недолюбливаю (что вообще удивительно), но Воланд там выше всяких похвал. Дьявол как есть.