We're all just stories in the end.
В рамках подготовки к курсовику вдохновляюсь фильмами.

Черт, я даже не думала, что это будет настолько... гениально. Смотрела практически не отрываясь, даже с учетом того, что сюжет известен, а спецэффекты на уровне почти столетней давности. Кстати, о спецэффектах, чтобы потом не возвращаться: они были невероятно хороши, Первый Доктор мог бы позавидовать, а ведь разница между ними в 40 лет! Мне иногда было страшно, что уж говорить о зрителях тогда, да еще и если смотреть в темном кинотеатре на большом экране? Наверное, особо чувствительных выносили из зала)).
Особенно в этом плане понравился момент, когда Фауст вызывал духа на перекрестке и там появлялись разные видения; когда затем по пути ему встречался черт в обличье прохожих, со светящимися глазами, и приветствовал, приподнимая шапочку (пожалуй, это был самый жуткий момент, до мурашек); и когда Фауст с Мефистофелем летели над быстро сменяющимися пейзажами - это было очень красиво, как они это сделали, я поражаюсь.
Мефистофель был такой Мефистофель. Можно сказать, наверное, что он переигрывал, но я не буду так говорить. У него все жесты, все гримасы были утрированными, но это было весьма к месту, получился глумливый, неприятный, хитрый и опасный персонаж. В самом начале и в конце он появляется в своем "истинном" облике - дьявола с рогами; этот облик страшноватый, особенно в тот момент, когда он тучей нависает над городом, закрывает его своим плащом и вызывает чуму. Но куда страшнее он в костюме оборванца - того самого, который попадается Фаусту по пути домой после того, как он занимался спиритизмом на перекрестке. Даже жалко немного, когда он преображается в "классического" Мефистофеля в черном и с бровками. Классический Мефисто забавен и напоминает этим Эйнли!Мастера простите, не сдержалась. Он гримасничает и пакостничает, и тут комический талант Яннингса проявляется во всей красе. Пожалуй, из всех эпизодов с Мефистофелем больше всего мне понравился его флирт с тетушкой Мартой. Они оба друг друга стоили! Не первой свежести Марта, заигрывающая со знатным кавалером, и Мефисто, который ей слащаво улыбался, а за её спиной делал выразительные лица, демонстрирующие его к ней отношение. Пару раз Марта его чуть не заарканила, и это был epic win! Момент, когда Мефистофель шарит в шкафчике с "зельями" Марты, чтобы сделать напиток вместо того, что она ему предложила, нюхает содержимое пузырьков и кривится - потрясающе смешной. И когда Мефисто за углом грызет семечки и гадает на цветке подсолнуха "любит - не любит", а Марта падает ему на шею с криком "Любит!" (Фильм немой, конечно, с субтитром "Любит!"))).
Всё это удачно разбавляет довольно однообразно-романтические ухаживания Фауста за Гретхен: бегание по лужку с цветуечками и всё в таком духе. Вообще молодой Фауст мне не понравился, он слащаво-красив и принимал романтические позы, совершенно не играя лицом. Старый Фауст играл несравнимо лучше, что удивительно, потому что это был один и тот же актер.
Зато Гретхен была гениальная! Я влюбилась в нее начиная с того момента, когда она обнаруживает у себя в комнате подарок Фауста и то радуется, то боится к нему подойти (эта смена эмоций была сыграна отлично и очень живо), и продолжала любить до конца фильма. Может быть, я примитивный зритель и читатель, но мне наплевать на выяснение отношений между богом и чертом, меня куда больше волнует история девочки Гретхен с ее растоптанным доверием. Под конец я даже пустила слезу (наверное, у меня сегодня плакательное настроение, но тем не менее). Когда хоронят брата и мать Гретхен, на нее страшно смотреть; люди проходят мимо неё и смотрят с презрением, и в этот момент хочется её защитить, а им всем бросить в лицо: "Вы-то сами лучше?!" Когда она стоит у позорного столба, а люди смотрят, смеются и жуют булки, и Гретхен явно на их глазах сходит с ума - это и вовсе невыносимо. Этой бы девочке Офелию сыграть - такое тихое и страшно-достоверное у нее было безумие. Дальше начинается ангст, ангст и ужас, когда она с младенцем замерзает зимой, а её все прогоняют от порога, почему люди такие злые? Этот мотив - "покарать грешницу за грехопадение" - меня вымораживает, и хорошо, что сейчас у нас нравы переменились. Ещё один душераздирающий эпизод - в тюрьме, куда ее бросают за убийство ребенка, которого она всеми силами пыталась спасти. Гретхен воображает, что ребенок жив и баюкает его, а когда понимает, что его нет, начинает искать его в куче соломы, на которой сидит, и это... уже просто жутко и жалко её.
Фауст же всё это время канонично ведет себя как полный урод, простите, сидя на скале и ангствуя. Только когда Гретхен ведут на казнь, он вспоминает о ней и требует у Мефистофеля перенести его к ней. К счастью, конец истории не по Гете, а по справедливости)). Фауст погибает вместе с Гретхен, и они возносятся на небо.
В самом конце архангел аннулирует договор Фауста с Мефистофелем, говоря что "Есть одно могущественное слово, которое сильнее всего" и т.д. И ведь знаешь же, что это за слово, а всё равно с нетерпением ждешь, пока сменяются титры: ну а вдруг как что-то другое?)) Нет, слово я угадала правильно, ура, конец!

А теперь всё то же самое литературно и на немецком. :lol:

@темы: Кино