01:18

We're all just stories in the end.
В гендеросрачахдискуссиях есть расхожий аргумент самадуравиновата о том, что по-настоящему умный человек не будет слушать тех, кто навязывает ему свои стереотипы. Мол, пусть тебе вещают, что нужно замуж-детей-далее по списку, можно просто отмахнуться и жить дальше. А если не можешь отмахнуться и жалуешься на патриархальное общество, то это твои личные проблемы, жалкое зависимое создание. Я на этом всегда внутренне спотыкалась.
Я наконец-то додумала маленькую простую мысль, которая мне покоя не давала, и поняла, в чем тут загвоздка: "отмахнуться" от стереотипов - это не одноразовое действие. Да и по сути, нет такого действия, это процесс принятия маленьких (или больших) каждодневных решений. Скажем, я в какой-то момент своей жизни не в отношениях. У меня есть выбор: а) счесть это проблемой и начать ее решать, б) решить, что это нормально, и расслабиться. Выбор о том, что есть нормально или ненормально, я делаю, прислушиваясь к своим чувствам и одновременно сравнивая себя с другими людьми. И если общество говорит, что одиночество - это признак проблемы (неженственности, социофобии, детских комплексов), то хотя бы из чувства самосохранения я буду задумываться: уверена ли я, что у меня всё в порядке? возможно, у меня действительно психологические проблемы, которые мне самой изнутри не видны? могу ли я сказать, что это - просто моя невинная личная особенность, или это предвестник бОльших проблем в будущем? В конце концов, алкоголик до поры, до времени тоже считает, что у него всё в порядке. Даже если изначально я была совершенно спокойна по поводу своей "особенности", рано или поздно меня начнут грызть сомнения, и чем однозначнее оценка общества в данной сфере, тем они сильнее. Внутренний дискомфорт усиливается, и сложно понять, является ли он результатом внутренних проблем или внешнего давления. Если бы давления не было, было бы куда проще решить: если мне плохо от одиночества, то у меня есть потребность в паре, точка. Не пришлось бы рассматривать варианты, что это навязанный комплекс неполноценности, раздражение из-за назойливого интереса к личной жизни и т.п.
Сейчас, чтобы разобраться в причинах и следствиях, приходится дополнительно раскапывать кучу наваленного сверху дерьма. До истины докопаться можно, но процесс становится куда более долгим и неприятным, чем просто "отмахнуться" от стереотипа.
(А в процессе, пока ты докапываешься до сути, тебя с одной стороны пинают за попытку отказаться от чего-то, а с другой - за недостаток решительности в отказе, что тоже не добавляет ясности суждения.)

@темы: А не пойти ли мне на баррикады?, Мысли вслух

Комментарии
10.07.2012 в 06:01

Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Роланд Неистовый шел и насвистывал дырочкой в правом боку##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
bbgon, можно репостнуть?
10.07.2012 в 10:05

We're all just stories in the end.
да, пожалуйста)
10.07.2012 в 11:17

Нравственность, ответственность, честь, а не "самовыражение"!
Тут много факторов. Встречались мне в жизни люди, которым в принципе было плевать на всех, кроме себя.
Я в последнее время решила придерживаться такого принципа: окружающих меня людей касается только то, что так или иначе влияет на них - к примеру, если я буду справлять нужду, пардон, мимо сортира, они имеют вполне законное право возмутиться, ибо это создаст ряд проблем для других посетителей клозета. Личная же моя жизнь вообще никак не отражается на муравейнике, поэтому даже самосохранение, на мой взгляд, тут не причём (за одиночество не огребёшь от окружающих, как в первом случае, а недовольных достаточно пару раз заткнуть, набравшись наглости) - разве только есть желание уберечь мозги от занудства (впрочем, способность к психологической защите тоже у всех разная, тут не поспоришь). Кстати, феминисткам, ИМХО, в этом плане относительно повезло - в их адрес раздаётся много кудахтанья, но прямой угрозы для их жизни, как правило, не возникает, в отличие от жизни тех же несчастных геев. :(
10.07.2012 в 11:30

We're all just stories in the end.
nastyomik,
если б на каждой фигне было заранее написано, что она фигня)). А то ведь непонятно сразу: то ли это полезный совет, то ли ерунда. Если видишь, что для многих какая-то стратегия работает (скажем, пользоваться внешностью и кокетством для достижения целей или быть мягкой, чтобы тебя любили), то причины неудач в первую очередь будешь искать в том, что это ты неправильно ее применяешь, а не в том, что стратегия порочна по сути. И на разгребание всего этого уходят лишние силы и время. И даже потом сомнения остаются: если лично мне стратегия не подходит, то проблема во мне или в стратегии?
10.07.2012 в 12:11

Нравственность, ответственность, честь, а не "самовыражение"!
быть мягкой, чтобы тебя любили
отвлекаясь от основной темы: такой зависимости не видела - скорее, наоборот. Все мои знакомые женского пола, которые "расстилались" и любезничали, мужиков быстро потеряли. А вот те, которые держались независимо, до сих пор не одни. ИМХО - человек не может "питаться одними сладостями", домостроевское послушание себя давно изжило - у людей появились другие цели. Быть слабой и нежной - право, а не обязанность...
10.07.2012 в 12:28

We're all just stories in the end.
nastyomik,
черт, я как-то неясно выражаюсь сегодня: "любили" - в смыслe, быть мягкой и милой, чтобы люди относились к тебе хорошо, избегать конфликтов.
10.07.2012 в 12:38

Нравственность, ответственность, честь, а не "самовыражение"!
bbgon, а, понятно.
10.07.2012 в 13:37

...
Да, сверка поведения, взглядов, мнений с оценкой, полученной от социума - нормальная и даже необходимая стратегия психически здорового человека. Отсутствие такой сверки, неспособность к ней - признак патологии, чего-нибудь вроде психопатии. Я не думаю, что воспитание у себя психопатических привычек - такая уж хорошая идея, хотя сейчас она, кажется, довольно популярна: такой себе образ человека, свободного от влияния социума, самодостаточного, который свои взгляды и мнения как бы извлекает изнутри самого себя. На деле, на практике, в жизни, выглядит это не так, как в фантазии, а довольно жутенько.
Взрослый самодостаточный человек, безусловно, может противостоять давлению социума, но с постоянной сверкой, переоценкой, рефлексией. Отказ же от критичности к себе в одной сфере запросто может вести к полному отказу от самокритики и критической саморефлексии. Это путь в никуда, и в первую очередь - к самостоятельной профанации тех идей, ради которых затевалось все дело.
Так что противостояние социуму и отстаивание своих идей с сохранением здорового отношения к себе и к идеям - сложная задача, требующая ежедневных неслабых усилий. Очень сложная. Людям свойственно уставать.
15.07.2012 в 13:15

forget-me-not