We're all just stories in the end.

Понравилось, как Родденберри рассказывает: сначала вроде сдержанно, а потом, как попадет на любимую тему о роли научной фантастики в развитии общества, так в его голосе появляется страсть и пламенность человека, который и мог создать такую Вселенную, как Стар Трек. Юмор у него умный: как он прошелся по телевизионщикам, которые всё стремились внести свои поправки в его идеи.
Особенно познавательно тут интервью с Сареком (т.е. актер беседует именно от имени Сарека). Даже сделала небольшой перевод-пересказ. В основном, речь идет о том, как "сделали" Спока и о сексуальных привычках вулканцев)). Кажется, на русском языке этой книги нет.
Sarek's Son Spock
читать дальшеР: Как вам удалось преодолеть пон фарр? Я предполагаю, что вам удалось его преодолеть, так как Аманда, землянка, забеременела от вас.
С: Родденберри, вы спрашиваете, спаривались ли мы?
Р: Э, да. Мы знаем, что вулканцы обычно спариваются раз в 7 лет...
С: Да, и поскольку известно, что мы платим за нашу обычную сексуальную сдержанность безумием раз в 7 лет, это вызывает любопытство у людей.
Р: Оно проистекает от нашей любви к вашему сыну Споку, посол, и беспокойстве о его будущем. Мы видели, что он отказался от брака с вулканкой. Возможен ли для него брак с земной женщиной?
С: Это было возможно для меня.
Р: Но учитывая безумие, которое охватывает вас во время пон фарра, и необычайную силу вулканцев...
С: Обычно земная женщина не в силах перенести это. Если она и выживет, то может получить тяжелые травмы: как физические, так и эмоциональные. ..Скажу, что вулканцы и люди спариваются схожим образом, но особенности строения, длительность и сила отличаются. Так как мы лишены разума в этот период, ответственность возлагается на женщину - всё зависит не только от ее силы, но и мудрости и терпения.
Р: Возможно ли полностью справиться с безумием пон фарра?
С: Скорее всего, это невозможно для молодого вулканца. К счастью, в моем случае было иначе. И без сомнения, мне помогло то, что я провел 30 лет в качестве посла на других планетах Федерации. ..Но сейчас мы слишком много внимания уделяем мне. Аманда, мать Спока, - необычная женщина.
Р: И Спок был результатом, первым ребенком вулканца и человека.
С: Нет, не первым. Но первым, который выжил. Как вы знаете, плод, зачатый от вулканца и человека, погибает через месяц, как только начинают развиваться основные органы. Поэтому плод, Спок, был удален из тела Аманды через месяц. Это был первый подобный эксперимент. Следующие два месяца плод провел в пробирке, в то время как наши ученые производили более ста небольших изменений, которые, как мы надеялись, сохранят ему жизнь. После этого он был возвращен в тело Аманды. На девятом земной месяце он снова был удален - преждевременно по вулканским стандартам - и следующие четыре месяца вулканского срока беременности провел в специальном инкубаторе. Младенец Спок оказался невероятно жизнеспособным - что-то было в соединении вулканской и человеческой природы, что создало в этом маленьком теле упорную решимость выжить.
...
Иногда мы сомневались, было ли оправданным это стремление выжить. Видите ли, все вулканцы, включая наших детей, живут по кодексу IDIC и верят в то, что разнообразие нужно ценить и восхищаться им, но демонстрация эмоций на нашей планете считается оскорбительной - даже больше, шокирующе непристойной. Наше отношение к этому проистекает из нашей истории. Кровавое прошлое, которое оставило следы и сделало нас чувствительными к выражению эмоций. Независимо от того, можно или нет оспаривать вулканский путь, он существует.
Р: Юному Споку не разрешалось ни улыбаться, ни плакать, ни злиться.
С: Такие эмоции, столь обычные для ваших детей, шокируют, даже пугают вулканских детей. Товарищи Спока по играм могли только предполагать, что носитель подобных эмоций выражал свою ненависть, хотел смутить их, вызвать отвращение. Дети готовы были принять непохожесть Спока, но они не были готовы к тому, что мой сын демонстрировал, на их взгляд, грубейшее нарушенение приличий.
Р: Это должно было быть мучительно для Спока.
С: Да.
Р: Тогда что держало вашу семью на Вулкане?
С: Конечно, мы чувствовали, как мучается Спока, но у нас с Амандой была мечта, от которой мы не могли отказаться даже ради жизни и душевного здоровья нашего сына. В чем смысл выживания? Жизнь ценна, когда имеет смысл. Смысл существования Спока и нашего брака был в ответе на вопрос: могут ли наши две формы жизни соединиться, предложить что-то ценное другим формам жизни.
IDIC - Infinite Diversity in Infinite Combinations - безграничное разнообразие в бесчисленных комбинациях.
UPD.
Речь Джина Родденберри, часть 1
От себя добавлю: это отрывки из живого выступления, слышна реакция аудитории. Родденберри, конечно, не такой пламенный рассказчик, как Шатнер, но чувство юмора у него отличное. Особенно порадовали его взгляды на равенство мужчин и женщин.
читать дальшеПозвольте мне сделать то, что мы всегда пытаемся сделать в Стар Треке: возможно, развлечь вас, пару раз рассмешить и, когда вы расслабитесь, незаметно вставить одну-две значительные идеи. Потому что научная фантастика – замечательный инструмент, чтобы проникнуть в человеческую природу. Рей Бредбери сказал: «Возможно, научная фантастика - последнее пристанище, где философ может странствовать так свободно, как хочет». / "Science Fiction is the last place where a philosopher can roam as freely as he chooses".
Я расскажу историю о том, как Леонард Нимой стал тем интеллектуальным и сдержанным мистером Споком, которого мы все знаем. Как вы знаете, у Стар Трека было два пилотных эпизода. Первый студия посчитала слишком заумным для вас, тупоголовых телезрителей. Этот эпизод впоследствии получил International Hugo Award, но я думаю, что многое из того, что студии отвергли, могло бы получить награды.
Тогда первым помощником и логичным, неэмоциональным персонажем был не Спок, а женщина. И одним из изменений, которые они предложили, было избавиться от женщины, потому что они не верили, что она сможет командовать кораблем. И, демонстрируя свой интеллект, они предложили заодно избавиться и от парня с ушами. В то время у нас со студией было слишком много разногласий, и я чувствовал, что не могу сохранить обоих персонажей. Поэтому я решил спасти инопланетянина. Мы дали Споку логичный, неэмоциональный характер женского персонажа, придумали ему прошлое и оставили его в сериале. Впоследствии я женился на женщине, и очевидно, что законным образом я никак не смог бы проделать это наоборот.
Сложно серьезно говорить о современном телевидении. Один из смешных случаев связан с телевизионным фильмом The Questor Tapes. Это была интересная история, история робота-андроида, внешне неотличимого от человека, за исключением того, что он был запрограммирован так, что был неспособен на ненависть, ревность, жестокость - и другие чувства, свойственные телезвездам. В оригинальном сценарии сериала робот по имени Квестор (Questor) искал человека, который создал его, своего Создателя. Робот хотел знать, зачем он был помещен на эту планету. И из-за этого у меня немедленно начались проблемы с телепродюсерами. Один из них сказал: «Кто когда-либо вообще интересовался подобным сюжетом и персонажем, ищущим причины своего существования?» Я бы мог ответить «Пиноккио».
Единственным способом для Квестора получить ответ на этот вопрос была очаровательная женщина, которая отказывалась говорить. К счастью, в андроида были заложены знания литературы, в том числе труды Мопассана, откуда он узнал, что иногда женщина открывает свой разум мужчине, которому она открыта для других способов коммуникации. В моем оригинальном сценарии андроид затем занимался с ней любовью. Он был запрограммирован как совершенное существо во многих областях. И он немедленно добыл информацию. Меня вызвали на совещание руководства. Робот, занимающийся этим с женщиной – это абсолютно неприемлемо. Первой мыслью, которая промелькнула у меня в голове, было: «Слава Богу, что я не написал робота-гея, иначе у меня были бы действительно большие неприятности». Я объяснил руководству, что женщина не знала, что он робот, и мы показали бы всё на экране сдержанно и со вкусом. Но, тем не менее, возник долгий спор, и через некоторое время я подумал, что мои оппоненты демонстрируют человеческую зависть и, возможно, даже мужское негодование против робота, которой без сомнения мог делать что угодно, когда угодно и сколь угодно долго, если уж на то пошло.
Через несколько часов обсуждений я понял, что они, в общем-то, пытались высказать простую мысль: «В конце концов, Джин, как бы тебе понравилось, если бы твоя сестра спала с роботом?» Я проиграл спор, Квестор не получил девушку. Но я помню, что когда я ехал домой тем вечером, я был даже счастлив. Я сказал себе: за всю твою карьеру сколько раз у тебя будет возможность создать совершенно новую сферу нетерпимости?
Есть что-то в научной фантастике и телевидении, что порождает безумие. Другая забовная история была связана с производством пилотной серии Genesis II. Мне приятно, что вы его тоже видели. Это было истории о том, как в будущем нашем общество снова низверглось в мрачное средневековье, и мы пытаемся возродить общество с новыми ценностями. В пилотном эпизоде был потенциал научно-фантастического сериала, такого, как Стар Трек. Думаю, широкой публике неизвестно, что мы продали сериал телевизионной сети, которую я не буду называть. Это был та же сеть, которой я предложил Стар Трек 12 лет назад, два часа объяснял, что он из себя представляет, а потом они покачали головами и сказали, что у них есть свой сериал, гораздо более высокого уровня: взрослая научная фантастика под названием Lost in Space.
В то время, когда наш сериал уже был в эфире, вышел очень хороший научно-фантастический фильм «Планета обезьян». Рейтинги у «Планеты обезьян» были на 18 пунктов выше, чем у нашего шоу. Руководство сказало: «Теперь мы знаем, что такое научная фантастика: обезьяны. Публика хочет обезьян». На студии, где мы выпускали Genesis II, возникла паника. Меня спросили, нельзя ли как-то добавить обезьян в Genesis II. Одна из забавных сторон нашей работы – это сотрудничество с представителями студии, и вот к нам пришел один из их молодых руководителей и предложил ввести в сериал лучшего друга человека, собаку. К тому времени этот вид должен был уже развиться в разумную говорящую собаку. Я хотел продемонстрировать свой сарказм и сказал: «Нет, у меня возникла другая идея. Я знаю, как придать нашему шоу новую, подводную глубину. У нас будет человек-черепаха». Я ожидал, что все засмеются, но этого не произошло: все восприняли мое предложение всерьез.
Пожалуй, вопрос, который чаще всего задают о нашем шоу: почему возник феномен Стар Трека? И этот вопрос задается не только фанатами или из праздного любопытства. Он интересует специалистов по коммуникации, социологов, педагогов и других. Было написано уже несколько кандидатских диссертаций и несколько докторских диссертаций сейчас в работе. Возможно, это важный вопрос, потому что вы можете поинтересоваться: как мог простой сериал о космосе с мигающими лампочками, самодельными пистолетиками и гоблином с острыми ушами затронуть умы и сердца миллионов людей и в некоторых случаях превратиться в культ? Очевидно, это означает, что телевидение обладает невероятной властью. Они полагают, что если Стар Трек был способен на это, то другой тщательно просчитанный сериал может направить людей в других направлениях. Они хотят создать другие культы в собственных целях. Промышленность, политические партии, правительство – абсолютной властью в этом мире всегда обладал тот, кто мог контролировать и манипулировать человеческим разумом. К счастью, любая попытка манипулировать людьми с помощью так называемой «формулы Стар Трека» обречена на провал. И я объясню вам, почему.
Во-первых, наше шоу оказало такое сильное воздействие на людей не потому, что представляло собой глубокую и великую литературу. Стар Трек – это не Ибсен или Шекспир. Чтобы выпускать шоу в прайм-тайм, вам нужно привлекать и удерживать внимание минимум 18 миллионов людей каждую неделю. Вам нужно это делать, чтобы отвлечь людей от Gomer Pyle, Bonanza и так далее. И мы пытались это сделать, развлекая с помощью экшна, приключений, конфликтов и так далее. Но как только мы попали на экран – и в рамках жанра мы не принимали миф о том, что у телезрителей неразвитый ум. У нас был идеал и замысел, в который мы верили. Мы рискнули всем шоу ради этого замысла. Мы верили, что часто высмеиваемой массовой аудитории надоели узколобый национализм и всеобщей ненависти, и что публика способна заглянуть за рамки этих ограниченных убеждений, которые так долго разделяли человечество.
Так что вы видите, что волшебный ингредиент в формуле, которую многие продолжают искать, на самом деле заключается не в Стар Треке, а в аудитории. По ту сторону телеэкрана существует разумная форма жизни. Все шоу было попыткой сказать, что человечество достигнет зрелости и мудрости в тот день, когда научится не только терпеть, но и наслаждаться различиями между живыми существами. Мы пытались сказать, что худшее, что может с нами произойти – если будущее сплавит нас в единую массу, и мы станем говорить, и выглядеть, и думать одинаково. Если мы не научимся наслаждаться небольшими различиями, получать истинное удовольствие от различий между представителями нашего собственного вида, то мы не заслуживаем того, чтобы путешествовать в космосе и встретить разнообразие, которое несомненно там существует. И я думаю, что люди откликались на эту мысль. Результатом стало то, что спустя семь лет после отмены сериала больше людей смотрят его, чем когда-либо прежде. И если вы приписываете этот эффект каким-то таинственным достоинствам или откровению свыше, вы совсем не понимаете сути. Стар Трек доказывает - несмотря на то, что отдельные эпизоды, возможно, были неудачными - что если обычный мужчина или женщина испытывают непреодолимое стремление к братству, они уже сейчас готовы к 23 веку и они на множество световых лет опережают свои узколобые правительства и недальновидных лидеров.
Нельзя писать или читать научную фантастику, не понимая, что равенство полов столь же основополагающее понятие, как любой другой вид равенства. Это не значит, что в будущих фильмах я перестану использовать женщин как сексуальный объект, нет. Но чтобы быть честными, мы всегда использовали и будем использовать и мужчин как сексуальный объект. На самом деле, когда я был моложе и живее, меня тоже использовали как сексуальный объект. Я думаю, это было круто.
Но мы на самом деле верили в это, и в 1963, когда мы делали первый пилотный эпизод и разрабатывали основные идеи Стар Трека, на Энтерпрайзе должно было быть по 50 % мужчин и женщин. Вы не поверите, но к нам снова пришел представитель телесети. Этот тип сказал: «Всё будет выглядеть так, будто там, наверху, слишком много дурачатся». У нас вышел большой спор. Он вернулся через неделю и сказал: «У нас было собрание по этому вопросу, и мы решили: если вы хотите увидеть свой сериал, мы сделаем вам единственное предложение: у вас может быть 30 % женщин». Я подумал: «Ну, 30 % молодых здоровых женщин смогут позаботиться о корабле», поэтому я согласился.
@темы: Star Trek, Литература
но спасибо! и за перевод-пересказ. Интересно. Но, как всегда, ничего прямым текстом так и нет )) вспомнила infamous footnote -)
nit-pick
Сарек просто не в курсе))
мне там еще интервью с Азимовым понравилось и выступления Родденберри.. он все-таки классно стебется))
за исправление спасибо)
Азимова очень интересно ))
в смысле про личную жизнь Спока не в курсе) мы, наверное, о разном говорили))
Спасибо, с удовольствием почитала
если соберусь, может, переведу еще какое-нибудь интервью... жаль, выходные уже закончились)
Barbuzuka
Если случится, буду рада
ок, я посмотрю
Спасибо.
я ведь еще речь Родденбери перевела... только никак выложить не соберусь, потому что там надо немного подредактировать
Присоединяюсь к пинкам.
«Слава Богу, что я не написал робота-гея, иначе у меня были бы действительно большие неприятности».
Родденберри отжигает, однозначно!
как мог простой сериал о космосе с мигающими лампочками, самодельными пистолетиками и гоблином с острыми ушами затронуть умы и сердца миллионов людей и в некоторых случаях превратиться в культ?
дааа...
Бибигон, большое спасибо за перевод!
Спасибо за перевод. ))
продолжай пинать, там еще есть, что переводить))
«Слава Богу, что я не написал робота-гея, иначе у меня были бы действительно большие неприятности».
Родденберри отжигает, однозначно!
эта фраза была одной из причин, по которой я стала переводить его речь)))
Луче Чучхе
а откуда настолько определенная информация - из разных, нескольких ресурсов, я полагаю?
Хотя такие люди, в смысле что Такие Люди, имеют тенденцию в личном общении быть неприятными.
Просто уж насколько я прочитала (еще не так много) The Last Conversation, где автор с ним как раз именно общалась, очень много... Он необычный в своем общении, но чтоб совсем уж неприятный?.. и в предисловии авторском, и названном Gene, ничего подобного нет.
Хотя, с другой стороны, он во время издания книги был уже мертв, так что... Там это все очень... красиво описано и написано. И смерть, и вообще.
насколько у меня сложилось впечатление по рассказам Нимоя и Шатнера, Родденберри был очень уперт в отношении своих идей и не любил, когда их меняли. вспоминая свою внутреннюю реакцию на критику моих фиков - я могу его понять)) особенно если с одной стороны наседает занудствующий Нимой, а с другой - Билл-я-тут-круче-всех-Шатнер))
BBGON
Там ведь были не только конфликты, связанные с творческими вопросами, не так ли? Те, что с творческими, я тоже вполне понимаю. )))
Но даже и в этом случае очевидно, что он не умел "конфликтовать" так, чтобы о нем оставалось хоть сколько-нибудь позитивное впечатление. Это не означает, что он был "плохим" человеком, а всего лишь, что он был неприятен в общении.
Для меня это сильно разные вещи.
С: Да, и поскольку известно, что мы платим за нашу обычную сексуальную сдержанность безумием раз в 7 лет, это вызывает любопытство у людей.
когда давно как-то читала это "интервью" с Сареком, не обратила внимания, потому что заострилась на других деталях, но сейчас... побежала глянуть в англ. вариант - we pay for our sexual repression during these years...
ХА! Так я и знала, что вулканцы спокойно могут делать всё, что хотят вне пон фарр, но просто не делают
очень верно Verit вспомнила про Footnote. мне тоже сразу вспомнилось
ага, получается, могут, если хотят, но обычно сдерживаются)) Кирк в примечании апеллирует к заведомо ложному аргументу, поймали!)))
то есть сдерживаются, как и с прочими обычными эмоциями, только не истерить можно всю жизнь, а против инстинкта размножения не попрешь)
и в принципе это логично, если иметь в виду вообще все эмоции и инстинкты, чем сексуальный отличается? ничем...
ага