We're all just stories in the end.
Я всё-таки выскажусь по вопросам образования, не всё же про Доктора писать.
По поводу конкретики говорить не буду: там не всё ещё ясно, непонятно, что имели в виду разработчики и какой учебный план подразумевали, но дискуссии вокруг проекта меня крайне огорчают. Огорчают тем, что большинство людей радостно говорит: да! фтопку русский/математику/физику - в зависимости от личной неприязни.
Я могу понять, что зачастую предметы преподаются скучно, может не нравиться учитель и т.д., но ведь в данном случае проблема никак не в самой науке, а в качестве преподавания! Я понимаю, что многим, большинству даже, не повезло со школой, но опять же - решением проблемы является не выбрасывание неприятного предмета из программы, а поиск методов, которые сделают этот предмет приятным и интересным для большинства. И не надо отвечать на это, что я идеализирую: если мы рассуждаем о том, как было бы лучше, мы ищем некий наилучший вариант.
Меня огорчает, что вариант "сделать предмет интересным" многим даже не приходит в голову, что при слове "физика/алгебра/(подставить свой вариант)" у людей сразу сводит скулы от скуки и первой и единственной реакцией является "Зачем просиживать время зря, давайте выкинем ... из программы!"
Я закончила школу (лицей) 9 лет назад, затем пошла по гуманитарному профилю. Естественные науки я нигде в вузе больше не изучала, но при этом сейчас могу сказать, что в школе у меня не было НИ ОДНОГО лишнего предмета! Конечно, я не помню тонкостей алгебры или органической химии, но общие знания очень помогают и по жизни, и в работе.
Русский язык: без грамотной речи никуда; пишу для себя.
Литература: во-первых, нравилась сама по себе, во-вторых, не представляю, как можно существовать в культурном пространстве без знания классической литературы. Наоборот, сожалею, что её было мало - например, зарубежную мы почти не изучали.
Естественные науки, математика: во-первых, приходится переводить и технические тексты, во-вторых, обожаю смотреть научно-популярные передачи и лекции, причем не на уровне "веселых картинок", а понимая формулы и описываемые процессы, в-третьих, знания об электричестве или химических реакциях помогают в быту.
История, география, экология, психология, МХК: необходимы для знаний о мире - как по работе, так и для общего развития.
Иностранные языки: работа и любовь всей жизни)). Кроме того, не понимаю людей, которые приезжают за границу и требуют, чтобы все говорили по-русски.
Физкультура: научилась кататься на коньках, улучшила навыки бега на лыжах, плавания; аэробика была, просто чтобы больше двигаться. Нормативы - зло, к счастью, в лицее мы их почти не сдавали.
Посмотрела сейчас свой аттестат: у меня в нем 18 предметов. Если бы мне сейчас предложили выкинуть хоть один, я бы оказалась в весьма затруднительном положении. Ладно, без особых сожалений рассталась бы с физ-рой, а вот всё остальное мне принесло много пользы. Да, я осознаю, что мне очень повезло со школой.
Но опять же, мне очень жаль, что дискуссия даже не развивается в сторону "Как нам все школы сделать такими", просто потому, на мой взгляд, что слишком многие воспринимают школу как зло по умолчанию, как наказание, у них в головах в принципе нет концепции того, что учеба может приносить радость((. Это так обидно, прямо до слез.
эмоциональное
UPD. Кажется, начинаю понимать, в чем причина моего коренного несогласия с подавляющим большинством: для большинства получение образования имеет конечную цель, а для меня это - самодостаточный процесс. Знания - не "для чего-то", а "для собственного удовольствия". Мне доставляет удовольствие знать много и ужасно огорчает, когда я наталкиваюсь на область, в которой не знаю ничего. Сама мысль, что я бы могла сознательно исключить из своей жизни целый раздел знаний, вызывает полнейшее непонимание. Это... ну как отказаться от любимого мороженого))).
Я думала, что если сделать ученикам "интересно", то они автоматически будут получать то же удовольствие от процесса получения знаний, что и я. А видно, это не так((. Мало сделать интересным процесс, надо ещё... я не знаю даже - каким-то образом убедить человека, что знания, любые знания - это ценность, если он так не считает. А сделать это, мне кажется, можно только пока ребенок поперек лавки умещается, потом поздно. Это совсем иной какой-то образ мышления, с которым я даже не знаю, как иметь дело.
Вышесказанное описывает мою эмоциональную реакцию на обсуждаемую тему, а не "все должны немедленно думать, как я".
По поводу конкретики говорить не буду: там не всё ещё ясно, непонятно, что имели в виду разработчики и какой учебный план подразумевали, но дискуссии вокруг проекта меня крайне огорчают. Огорчают тем, что большинство людей радостно говорит: да! фтопку русский/математику/физику - в зависимости от личной неприязни.
Я могу понять, что зачастую предметы преподаются скучно, может не нравиться учитель и т.д., но ведь в данном случае проблема никак не в самой науке, а в качестве преподавания! Я понимаю, что многим, большинству даже, не повезло со школой, но опять же - решением проблемы является не выбрасывание неприятного предмета из программы, а поиск методов, которые сделают этот предмет приятным и интересным для большинства. И не надо отвечать на это, что я идеализирую: если мы рассуждаем о том, как было бы лучше, мы ищем некий наилучший вариант.
Меня огорчает, что вариант "сделать предмет интересным" многим даже не приходит в голову, что при слове "физика/алгебра/(подставить свой вариант)" у людей сразу сводит скулы от скуки и первой и единственной реакцией является "Зачем просиживать время зря, давайте выкинем ... из программы!"
Я закончила школу (лицей) 9 лет назад, затем пошла по гуманитарному профилю. Естественные науки я нигде в вузе больше не изучала, но при этом сейчас могу сказать, что в школе у меня не было НИ ОДНОГО лишнего предмета! Конечно, я не помню тонкостей алгебры или органической химии, но общие знания очень помогают и по жизни, и в работе.
Русский язык: без грамотной речи никуда; пишу для себя.
Литература: во-первых, нравилась сама по себе, во-вторых, не представляю, как можно существовать в культурном пространстве без знания классической литературы. Наоборот, сожалею, что её было мало - например, зарубежную мы почти не изучали.
Естественные науки, математика: во-первых, приходится переводить и технические тексты, во-вторых, обожаю смотреть научно-популярные передачи и лекции, причем не на уровне "веселых картинок", а понимая формулы и описываемые процессы, в-третьих, знания об электричестве или химических реакциях помогают в быту.
История, география, экология, психология, МХК: необходимы для знаний о мире - как по работе, так и для общего развития.
Иностранные языки: работа и любовь всей жизни)). Кроме того, не понимаю людей, которые приезжают за границу и требуют, чтобы все говорили по-русски.
Физкультура: научилась кататься на коньках, улучшила навыки бега на лыжах, плавания; аэробика была, просто чтобы больше двигаться. Нормативы - зло, к счастью, в лицее мы их почти не сдавали.
Посмотрела сейчас свой аттестат: у меня в нем 18 предметов. Если бы мне сейчас предложили выкинуть хоть один, я бы оказалась в весьма затруднительном положении. Ладно, без особых сожалений рассталась бы с физ-рой, а вот всё остальное мне принесло много пользы. Да, я осознаю, что мне очень повезло со школой.
![:heart:](http://static.diary.ru/picture/1177.gif)
эмоциональное
UPD. Кажется, начинаю понимать, в чем причина моего коренного несогласия с подавляющим большинством: для большинства получение образования имеет конечную цель, а для меня это - самодостаточный процесс. Знания - не "для чего-то", а "для собственного удовольствия". Мне доставляет удовольствие знать много и ужасно огорчает, когда я наталкиваюсь на область, в которой не знаю ничего. Сама мысль, что я бы могла сознательно исключить из своей жизни целый раздел знаний, вызывает полнейшее непонимание. Это... ну как отказаться от любимого мороженого))).
Я думала, что если сделать ученикам "интересно", то они автоматически будут получать то же удовольствие от процесса получения знаний, что и я. А видно, это не так((. Мало сделать интересным процесс, надо ещё... я не знаю даже - каким-то образом убедить человека, что знания, любые знания - это ценность, если он так не считает. А сделать это, мне кажется, можно только пока ребенок поперек лавки умещается, потом поздно. Это совсем иной какой-то образ мышления, с которым я даже не знаю, как иметь дело.
Вышесказанное описывает мою эмоциональную реакцию на обсуждаемую тему, а не "все должны немедленно думать, как я".
школа у меня была очень хорошая, с очень заинтересованными талантливыми преподавателями. но я спал пять часов в сутки на протяжении пары лет именно потому, что добросовестно учился по всем предметам и делал все задания, которые были необходимы, чтобы по всем этим предметам успевать с заданной глубиной.
большинство ребят этого не делают. просто не ходят, просто на уроках играют в телефон, а потом сдают на три потому что за двойку учителю влетит от руководства
а лично я тогда был бы счастлив, если бы мне разрешили убрать некоторые предметы из программы тогда: базовые знания у меня по некоторым были и так (физика-химия-биология), а некоторые дублировали сами себя, как например обществознание: из года в год по нему было одно и то же. Т.е. знаний у меня бы не особо убавилось, а вот организм был бы здоровее.
что касается твоих слов:
грамотная речь, в том числе письменная, зависит от первых этак
трехвосьми классов, на мой взгляд. и от того сколько человек читает. странно учить грамоте уже поступающих в вузы.программу по литературе, на мой взгляд, надо вообще переделывать всю. и опять же, самое лучшее при должном преподавании вполне уместится с пятого по девятый классы.
и так далее.
платить учителям не 15000 а 50000
чтобы преподавать шли не те, кому больше некуда (80%), или безумные энтузиасты (20%); и оставались преподавать не те, кому больше некуда или кто не может "бросить детей", а те кто реально хороший специалист и просто хочет делиться знаниями с детьми.
дети же чувствуют отношение.
и воспринимают школу как зло по умолчанию, как наказание они именно потому, что многие учителя реально их уже видеть не могут и не преподают, а спрашивают, проверяют, наказывают и вымещают личные проблемы.
мало где знания дублируются, разве что в программе по русскому языку, так ведь его всего 1 час в неделю.
а где еще повторения? по химии, например, до 9го класса - неорганическая, после - органическая плюс строение хим.элементов. по биологии - генетика начинается (кстати, биологию я бы лично хотела знать лучше, до 9го класса ее точно мне было мало), и т.д.
я согласна с тем, что нагрузка очень большая, я тоже весь 11 класс пахала так, как никогда в жизни. но у нас это было больше за счет большого количества однотипных заданий по математике: нам задавали по 20-30 графиков чертить там, где можно было ограничиться пятью, например. ну и потому, что я усиленно занималась иностранными языками. но сократить/изменить программу по отдельному предмету - это не то же самое, что выбросить целиком предмет.
о русском языке: его преподают не только ради грамотности, но и ради теории языка (понятие о частях речи, составе предложения и т.д.). всё это забывается очень быстро, да и не воспринимается на должном уровне до 9го класса. а я на своем педагогическом опыте знаю, как сложно преподавать ин.язык взрослому человеку, который не знает, что такое подлежащее и сказуемое. ты ему: "В предложении сказуемое должно стоять на втором месте", а он тебе - О_о. это ребенок может усвоить такие вещи интуитивно, а взрослый - уже нет. получается, выбрасывая языкознание из программы, мы сильно уменьшаем шансы человека в будущем выучить ин.язык.
ну предположим я согласен, и все равно я считаю, что программу по всем этим предметам можно перераспределить по предыдущим классам так, чтобы перед самым универом брать уже только хотя бы относительно профильное.
платить учителям не 15000 а 50000
хорошо живетехотя да, правда: я бы пошла преподавать за 50т с большим удовольствием. но увы(
опять же, проблема не решается выбрасыванием предметов из программы.
а что вас повеселило?..
и кто будет это решать? я по себе могу сказать: я в 14 лет была несознательная, я бы, может, тоже отказалась от химии, потому что учительница мне жутко не нравилась, сейчас бы сидела, локти себе кусала. как сожалею сейчас, что прогуливала в 10 классе курсы английского, потому что любовь-морковь-весна. я не верю в сознательность подростков. то есть, может, присутствующие лично и были умными уже в 9 классе, но 99% надо заставлять (не в смысле наказывать, а чтобы знали, что это нужно, что без этого - никуда).
предполагаю, что если дать возможность отказаться от "сложных" предметов, то многие от них и откажутся в пользу "простых", в итоге физика, математика, химия, ин.яз. окажутся в загоне.
вспомнила свою учительскую зарплату: от 3500 в начале до 7000 через полтора года) ничего личного)
Я ориентировался на тех кого знаю лично. И зп тоже бывают разные, зависит это насколько я знаю от разряда...
Ну я в 9 поступила в лицей и там нас сразу распределяли по направлениям, я была в филологическом классе, были историки, было два класса математиков и были химико-биологи. Принимали по сдаче экзаменов и тестов и на них уже выявлялись способности. Дело ведь не только в выборе ребенка или его данных, но и в экономии времени. То что мы проходили по математике в 10 классе, моя мама проходила в вузе. Программа сжата почти до предела и как вы сами же писали - дети перегружены, времени не хватает. Так что жертвовать придется все равно и выбирая "тяжелый" или "легкий" предмет ребенок будет выбирать то, что дается ему легче, к чему есть способности. И да, я считаю, что в 15 лет ребенок уже может решать сам.
ни в коем случае.
человеку надо давать выбирать с самого раннего возраста, чтобы он делал ошибки и учился ответственности.
иначе потом вырастают поколения тех, кого ради их же блага всегда заставляли, а потом они сами никуда себя деть и не могут без внешнего воздействия.
иначе потом вырастают поколения тех, кого ради их же блага всегда заставляли, а потом они сами никуда себя деть и не могут без внешнего воздействия
ппкс
и если не давать ребенку самому выбирать свое будущее, то родители за него могут решить по принципу "я всегда хотел быть химиком, пусть хоть сын будет", или "экономист всегда престижно", а еще "я врач, пусть и сын мой будет врачом".
надо. В идеале, конечно, когда человек сам понимает, что знания важны - любые, что ненужной информации не бывает, но это нереально.
Огорчают тем, что большинство людей радостно говорит: да! фтопку русский/математику/физику - в зависимости от личной неприязни.
ППКС. Особенно огорчают, когда так говорят вроде бы взрослые люди - об истории, иностранных языках и прочем, мотивируя тем, что "а нахрена?". А уж ждать понимания от школьников - да счастливы все будут, стопроцентно. И большая часть родителей, полагаю, тоже
насчет перегруженности программы согласна: дифференциалы с интегралами там явно лишние. но опять повторяю: "убрать из программы высшую математику" и "убрать алгебру из программы" - это две большие разницы, как говорится.
вы, говоря об ответственности, тоже судите по себе. я, например, занималась репетиторством с хорошими детьми, которые на олимпиадах участвовали и т.п., но всё равно без инициативы родителей не было бы этих результатов на олимпиадах, потому что человек идет по пути наименьшего сопротивления, а пойти гулять всегда проще, чем сидеть и заниматься.
если ребенок в 15 лет допустил ошибку (не выбрал математику в школе, например), а потом понял, что она ему нужна, то это ошибку будет почти невозможно исправить: аттестат-то уже испорчен.
а зачем нужны результаты на олимпиадах? вот серьезно?
вы, говоря об ответственности, тоже судите по себе
нет. меня как раз можно было заставлять, не заставлять, результат один.
а вот чтобы в человеке выработать уверенность, что только он один отвечает за свою жизнь, а не "я буду гулять балду пинать и ни о чем не думать, если уж совсем важно - мамка ведь заставит"... надо приучать его именно к наличию ЕГО выбора. и начинать даже не в 9 классе а намного раньше.
если ребенок в 15 лет допустил ошибку (не выбрал математику в школе, например), а потом понял, что она ему нужна, то это ошибку будет почти невозможно исправить: аттестат-то уже испорчен.
насколько я понял не выбрать математических дисциплин вообще - невозможно.
а в вуз принимают по результатам экзаменов, а не по аттестату (точнее нужно НАЛИЧИЕ аттестата, а что там конкретно - не суть).
а к экзаменам можно подготовиться за несколько месяцев максимум причем на отлично.
это с нуля-то?)) вряд ли))
+1
лирическое отступление
Биби, пойми меня правильно. Химия нужна, это очень полезная наука. И физика нужна, и математика, и алгебра и литература. Но они не всем нужны. И те, кому предмет не нужен, готовясь к следующему этапу образования, тяготятся непрофильными предметами. Все понимают ситуацию: и учитель, и ученик, и директор. Но сделать ничего не могут, потому что программа.
В России страшные показатели зарплат у людей с высшим образованием. И одна из причин - они не умеют принимать решения и нести за них ответственность. А без этого умения невозможно продвигаться по карьерной лестнице и занимать хоть сколько-нибудь значимые посты. За них все решают первые 18 лет жизни и у ребенка откладывается - всегда найдется кто-то, кто примет на себя ответственность за выбор, а я пойду и сделаю то, что он хочет.
Не бывает сложных предметов. Кому-то сложно учить историю, кому-то - алгебру. Так и не надо себя насиловать, если нет ни цели, ни желания. Из-под палки получаются только синяки или, в запущенных случаях, сломанные кости, но никак не любимые знания.
Этот пункт образовательных стандартов - он вообще не про качество преподавания. Да, где-то учительница литературы - злобная стерва, а где-то - прекрасный мастер словестности и это будет откладывать отпечаток на выбор ученика. Но это и есть смысл! У человека будет возможность изменить свою жизнь. РЕАЛЬНО на нее повлиять. Не учить нелюбимый предмет, не общаться с неприятным человеком - это же базовая потребность. Человек ведь лишен этого в школе, он заперт там на 10 лет с одними и теми же людьми. И это откладывается, очень неприятно влияя на дальнейшую жизнь. Человек просто не может заставить себя уйти с неприятной работы, где ему мало платят. Он не привык, неоткуда взяться навыку. Он в этом смысле не социализирован.
А что касается тебя, то в Германию тебя никто не заставлял ехать. И учить еще один язык не заставлял. Не лукавь, тебя не надо заставлять, ты самостоятельно выбираешь свою судьбу. Я верю, что если тебе вдруг взбредет в голову для лучшего понимания Хауса выучить набор медицинских дисциплин, тебя будет скорее трудно остановить, чем заставить.
которые на олимпиадах участвовали и т.п., но всё равно без инициативы родителей не было бы этих результатов на олимпиадах, потому что человек идет по пути наименьшего сопротивления
У меня есть подруга. Она САМА участвовала в олимпиадах, САМА готовилась к ним и выигрывала. Она очень способная, начитанная и невероятно обучаемая. Так, собственно, должно быть - олимпиады - это для исключительных людей, для способных и трудолюбивых. 15 лет - это уже не ребенок. Это подросток. Если ему для того, что бы принять важное для себя решение, нужно, что бы заставили родители - он не социализирован. Школьным учителям и родителям надо срочно хвататься за голову и думать, что они сделали не так.
если ребенок в 15 лет допустил ошибку (не выбрал математику в школе, например), а потом понял, что она ему нужна, то это ошибку будет почти невозможно исправить: аттестат-то уже испорчен.
В вуз принимают по результатам ЕГЭ, а не по оценкам в аттестате. У человека есть 2 года, что бы передумать. Кроме обязательных 10 предметов можно заниматься дополнительно. Если человек внезапно!передумал за полгода до экзаменов, то у него два пути - либо впахивать как ненормальному и сдать экзамены экстерном, либо ждать год и учиться в нормальном режиме. Да, он потеряет год. Зато на собственной ошибке поймет, как важно думать, прежде чем принимать решения. Да, тяжело. Особенно тяжело родителям, у которых сердце разрывается от того, что чадушко не как все. Но я уверен, что если такой человек выплывет, то он будет плавать куда быстрее и круче, чем его сверстники. Победа в борьбе за жизнь рождает знания и силы.
Да нет же. Я написала, что школа была хорошей и учиться очень нравилось. Но ты можешь отличить приятное от полезного?
Я как бы тоже вообще не про это.
у меня уже ощущение, что я извращенка)
Marked
И учить еще один язык не заставлял. Не лукавь, тебя не надо заставлять, ты самостоятельно выбираешь свою судьбу.
ха-ха, если бы в те самые 15 лет мама меня не заставляла учить английский, я бы не стала его учить, потому что я его страшно не любила, хотя он мне легко давался. вообще если бы меня тогда не заставляли, я бы сейчас не знаю, где была, потому что сознательность у меня проснулась едва ли к окончанию института.
конечно, можно сказать, что если б не заставляли, я была бы очень самостоятельная, но при выборе: вся из себя самостоятельная и в пту или более-менее самостоятельная к 24-м годам с 2мя высшими, я выберу второе.
kerry-lla
"нужное для жизни" - это что, например?
kerry-lla
кроме "мне все интересно"
так разве не в этом смысл получения знаний - в удовольствии от процесса?
*дошло* Ааа, вот в чем фишка: мне все говорят про пользу, а я говорю про удовольствие.
простите, а по каким критериям вы делите знания на приятные и полезные?
Вооот. А вот тут наступает самое интересное, потому что я тоже училась по общеобразовательной программе и в результате не могу легко сформировать новую. То есть я просто не знаю. Как и большинство нынешних выпускников. Интуитивно могу дать навскидку психологию, самодиагностику (которой современные медики просто ругаются, потому что население более чем невежественно), иностранный язык по принципиально другим методикам - не "знаю", а "могу" (мне в этом отношении понравилась немецкая кстати, да и в дорев.образовании со знанием нескольких языков не было проблем, советская и постсоветская составлены так, будто специально чтоб выучить было сложно, подозреваю, это была политика, а сейчас по инерции), вытащить физкультуру из той глубокой попы, где она находится, потому что принудительная школьная гиподинамия это вообще для детей неполезно, но раньше это хоть компенсировалось вне школы, а теперь же есть компьютеры... русский и местный язык конечно остаются, как и начальная математика, необходимо экономическое образование, но не на уровне высоких теорий, а грамотное инвестирование, нормальное, подчеркиваю нормальное построение карьеры... Вообще, думаю, это самое начало, а неплохо было бы чтоб над программой поработали профессионалы. Тут только начни всерьез думать, и программа не сведется к примитиву, а наоборот, надо будет предпринимать усилия, чтоб она не распухла. Поэтому предлагаю потеснить общеобразовательные.
с какого такого нуля? если девять лет учить математику нормально, а потом - года полтора чуть менее углубленно, то подтянуть ее до чуть более углубленного оставшиеся полгода не составит такого уж неподъемного труда.
труд будет но он будет подъемный.
Всем:
здесь имеет место типичный конфликт тактических решений со стратегическими.
думаю, все знакомы с началами экономики? там есть такой популярный пример: государство вкладывает деньги в производство благ для текущего потребления, граждане довольны и счастливы, но экономика развивается медленно, нет прогресса; либо - государство вкладывает деньги в развитие науки и техники, граждане сидят на одном виде колбасы и картошке, зато страну ожидает светлое будущее и полеты в космос.
здесь то же самое.
родители все умненько постоянно решают за ребенка - вырастает пристроенное, довольно образованное, послушное чадо, но у которого будут реальные проблемы с тем чтобы решать, с тем чтобы брать на себя ответственность за свои решения, с тем чтобы действовать - в карьерном плане, в личном плане...
родители с самого начала дают ребенку решать самому - тот набивает себе кучу шишек но уже лет в 17 знает что хочет и реально начинает жить. может не так пристроено как в прошлом варианте, зато это отдельный человек, а не добавление к родителю.
какое может быть решение в обоих приведенных примерах?
только баланс.
и мне кажется, эта реформа его вполне сохраняет. ребенок не может выбрать "не учиться". ребенок не может выбрать "всё на легком уровне". зато он может выбрать что ему интересно.
и кстати, вот еще что, товарищи.
думаю, что процент тех, кто сам выбрал университет а потом разочаровался, меньше, чем тех, за кого выбрали родители, и они относятся к этому теперь с сожалением или равнодушием.
во многом согласен с вашим комментарием за 23:02