We're all just stories in the end.
Я всё-таки выскажусь по вопросам образования, не всё же про Доктора писать.
По поводу конкретики говорить не буду: там не всё ещё ясно, непонятно, что имели в виду разработчики и какой учебный план подразумевали, но дискуссии вокруг проекта меня крайне огорчают. Огорчают тем, что большинство людей радостно говорит: да! фтопку русский/математику/физику - в зависимости от личной неприязни.
Я могу понять, что зачастую предметы преподаются скучно, может не нравиться учитель и т.д., но ведь в данном случае проблема никак не в самой науке, а в качестве преподавания! Я понимаю, что многим, большинству даже, не повезло со школой, но опять же - решением проблемы является не выбрасывание неприятного предмета из программы, а поиск методов, которые сделают этот предмет приятным и интересным для большинства. И не надо отвечать на это, что я идеализирую: если мы рассуждаем о том, как было бы лучше, мы ищем некий наилучший вариант.
Меня огорчает, что вариант "сделать предмет интересным" многим даже не приходит в голову, что при слове "физика/алгебра/(подставить свой вариант)" у людей сразу сводит скулы от скуки и первой и единственной реакцией является "Зачем просиживать время зря, давайте выкинем ... из программы!"
Я закончила школу (лицей) 9 лет назад, затем пошла по гуманитарному профилю. Естественные науки я нигде в вузе больше не изучала, но при этом сейчас могу сказать, что в школе у меня не было НИ ОДНОГО лишнего предмета! Конечно, я не помню тонкостей алгебры или органической химии, но общие знания очень помогают и по жизни, и в работе.
Русский язык: без грамотной речи никуда; пишу для себя.
Литература: во-первых, нравилась сама по себе, во-вторых, не представляю, как можно существовать в культурном пространстве без знания классической литературы. Наоборот, сожалею, что её было мало - например, зарубежную мы почти не изучали.
Естественные науки, математика: во-первых, приходится переводить и технические тексты, во-вторых, обожаю смотреть научно-популярные передачи и лекции, причем не на уровне "веселых картинок", а понимая формулы и описываемые процессы, в-третьих, знания об электричестве или химических реакциях помогают в быту.
История, география, экология, психология, МХК: необходимы для знаний о мире - как по работе, так и для общего развития.
Иностранные языки: работа и любовь всей жизни)). Кроме того, не понимаю людей, которые приезжают за границу и требуют, чтобы все говорили по-русски.
Физкультура: научилась кататься на коньках, улучшила навыки бега на лыжах, плавания; аэробика была, просто чтобы больше двигаться. Нормативы - зло, к счастью, в лицее мы их почти не сдавали.
Посмотрела сейчас свой аттестат: у меня в нем 18 предметов. Если бы мне сейчас предложили выкинуть хоть один, я бы оказалась в весьма затруднительном положении. Ладно, без особых сожалений рассталась бы с физ-рой, а вот всё остальное мне принесло много пользы. Да, я осознаю, что мне очень повезло со школой.
Но опять же, мне очень жаль, что дискуссия даже не развивается в сторону "Как нам все школы сделать такими", просто потому, на мой взгляд, что слишком многие воспринимают школу как зло по умолчанию, как наказание, у них в головах в принципе нет концепции того, что учеба может приносить радость((. Это так обидно, прямо до слез.
эмоциональное
UPD. Кажется, начинаю понимать, в чем причина моего коренного несогласия с подавляющим большинством: для большинства получение образования имеет конечную цель, а для меня это - самодостаточный процесс. Знания - не "для чего-то", а "для собственного удовольствия". Мне доставляет удовольствие знать много и ужасно огорчает, когда я наталкиваюсь на область, в которой не знаю ничего. Сама мысль, что я бы могла сознательно исключить из своей жизни целый раздел знаний, вызывает полнейшее непонимание. Это... ну как отказаться от любимого мороженого))).
Я думала, что если сделать ученикам "интересно", то они автоматически будут получать то же удовольствие от процесса получения знаний, что и я. А видно, это не так((. Мало сделать интересным процесс, надо ещё... я не знаю даже - каким-то образом убедить человека, что знания, любые знания - это ценность, если он так не считает. А сделать это, мне кажется, можно только пока ребенок поперек лавки умещается, потом поздно. Это совсем иной какой-то образ мышления, с которым я даже не знаю, как иметь дело.
Вышесказанное описывает мою эмоциональную реакцию на обсуждаемую тему, а не "все должны немедленно думать, как я".
По поводу конкретики говорить не буду: там не всё ещё ясно, непонятно, что имели в виду разработчики и какой учебный план подразумевали, но дискуссии вокруг проекта меня крайне огорчают. Огорчают тем, что большинство людей радостно говорит: да! фтопку русский/математику/физику - в зависимости от личной неприязни.
Я могу понять, что зачастую предметы преподаются скучно, может не нравиться учитель и т.д., но ведь в данном случае проблема никак не в самой науке, а в качестве преподавания! Я понимаю, что многим, большинству даже, не повезло со школой, но опять же - решением проблемы является не выбрасывание неприятного предмета из программы, а поиск методов, которые сделают этот предмет приятным и интересным для большинства. И не надо отвечать на это, что я идеализирую: если мы рассуждаем о том, как было бы лучше, мы ищем некий наилучший вариант.
Меня огорчает, что вариант "сделать предмет интересным" многим даже не приходит в голову, что при слове "физика/алгебра/(подставить свой вариант)" у людей сразу сводит скулы от скуки и первой и единственной реакцией является "Зачем просиживать время зря, давайте выкинем ... из программы!"
Я закончила школу (лицей) 9 лет назад, затем пошла по гуманитарному профилю. Естественные науки я нигде в вузе больше не изучала, но при этом сейчас могу сказать, что в школе у меня не было НИ ОДНОГО лишнего предмета! Конечно, я не помню тонкостей алгебры или органической химии, но общие знания очень помогают и по жизни, и в работе.
Русский язык: без грамотной речи никуда; пишу для себя.
Литература: во-первых, нравилась сама по себе, во-вторых, не представляю, как можно существовать в культурном пространстве без знания классической литературы. Наоборот, сожалею, что её было мало - например, зарубежную мы почти не изучали.
Естественные науки, математика: во-первых, приходится переводить и технические тексты, во-вторых, обожаю смотреть научно-популярные передачи и лекции, причем не на уровне "веселых картинок", а понимая формулы и описываемые процессы, в-третьих, знания об электричестве или химических реакциях помогают в быту.
История, география, экология, психология, МХК: необходимы для знаний о мире - как по работе, так и для общего развития.
Иностранные языки: работа и любовь всей жизни)). Кроме того, не понимаю людей, которые приезжают за границу и требуют, чтобы все говорили по-русски.
Физкультура: научилась кататься на коньках, улучшила навыки бега на лыжах, плавания; аэробика была, просто чтобы больше двигаться. Нормативы - зло, к счастью, в лицее мы их почти не сдавали.
Посмотрела сейчас свой аттестат: у меня в нем 18 предметов. Если бы мне сейчас предложили выкинуть хоть один, я бы оказалась в весьма затруднительном положении. Ладно, без особых сожалений рассталась бы с физ-рой, а вот всё остальное мне принесло много пользы. Да, я осознаю, что мне очень повезло со школой.

эмоциональное
UPD. Кажется, начинаю понимать, в чем причина моего коренного несогласия с подавляющим большинством: для большинства получение образования имеет конечную цель, а для меня это - самодостаточный процесс. Знания - не "для чего-то", а "для собственного удовольствия". Мне доставляет удовольствие знать много и ужасно огорчает, когда я наталкиваюсь на область, в которой не знаю ничего. Сама мысль, что я бы могла сознательно исключить из своей жизни целый раздел знаний, вызывает полнейшее непонимание. Это... ну как отказаться от любимого мороженого))).
Я думала, что если сделать ученикам "интересно", то они автоматически будут получать то же удовольствие от процесса получения знаний, что и я. А видно, это не так((. Мало сделать интересным процесс, надо ещё... я не знаю даже - каким-то образом убедить человека, что знания, любые знания - это ценность, если он так не считает. А сделать это, мне кажется, можно только пока ребенок поперек лавки умещается, потом поздно. Это совсем иной какой-то образ мышления, с которым я даже не знаю, как иметь дело.
Вышесказанное описывает мою эмоциональную реакцию на обсуждаемую тему, а не "все должны немедленно думать, как я".
с этим я согласна.
кстати, об иностранных языках: программа (та, что на бумажке) по ним хорошая, но имеет место инерция старых преподавателей, которые всю жизнь преподавали по советской методике.
насчет ответственности и выбора: во-первых, не все люди имеют лидерские качества от природы, не все хотят "подниматься по карьерной лестнице". и это не плохо: если все будут лидерами, будет драка, и всё. во-вторых, люди созревают до самостоятельности в разное время. в-третьих, ребенок может быть самостоятельным, но при этом принимать неверные решения просто в силу неопытности. это не значит, что взрослые по умолчанию принимают верные решения, но "сверху" часто видно лучше.
1. Точно. Но не надо путать лидерские качества с умением принимать решения и нести за них ответственность. Даже для того, что бы зарплата была чуть более высокая, надо уметь принимать решения. Как ты например - взять и уехать в чужую страну получать образование и работать.
2. Социализация включает в себя умение принимать решения. И первичная социализация происходит в семье и школе.
3. Полностью согласен. Поэтому я и говорил про информированное согласие, про разговоры с родителями, про длительное и вдумчивое принятие решений. Да, с помощью родителей и учителей. Естественно. Потому что в 15 лет человеку трудно самому представить, что там будет дальше. Но вот оценить свои способности и пристрастия фразой рода "мне нравится физика и алгебра, а вот история - это скучно" могут многие. И главное дело родителей и учителей - с высоты своего опыта и знаний понять, что и как посоветовать подростку, что бы помочь со сбором информации, но не давить и не решать за него.
А на счет удовольствия, так если предмет ну никак не вписывается в расписание, а знать хочется - сейчас полно информации в интернете и книги в библиотеках. Для самообразования по школьной программе этого достаточно.
littledoctor простите, а по каким критериям вы делите знания на приятные и полезные?
Чтоб не расписывать здесь много, лучше приведу аналогию. Еда. В принципе полезную от приятной можно отличить, да? Иногда они счастливым образам совпадают. Вот и тут тот же принцип, только критерии другие.
Артур Кузнецов
ну да, академическое образование против практического. надо определиться с основной целью системы образования, тогда будет ясно, куда идти.
я в головном посте дописала про свое личное отношение, т.е. меня изначально воспитали как сторонника академического, энциклопедического образования.
дело в том, что на мой взгляд, школа должна давать академическое образование, а училища и вузы - практическое.
не надо приводить меня в пример самостоятельности, меня заставляли, я до сих пор дитё, что касается принятия ответственных решений и трудолюбия)))
я согласна с тем, что в детях надо воспитывать ответственность и умение принимать решения, но мне кажется, принятие разового ответственного решения в 15 лет с этим мало связано. это отдельная педагогическая задача, которая начинается в детском саду с вопросов: "Какое платьице ты сегодня хочешь надеть, синее или красное?" к 15 годам самостоятельность либо созрела, либо нет. если нет, то принятие ответственного решения только навредит.
я собственно за это же высказывался. абсолютное да
воот, ппкс
Артур Кузнецов пардон, с нуля - это когда человек класса до десятого химию, скажем, не учит вообще, а потом решает поступать в мед и пытается освоить профильный предмет за год. Может, и освоит - если он гений.
Единицы знают, чем хотят заниматься, с самого начала. Большинству в лучшем случае все равно, или у них есть несколько вариантов и они выбирают. Это если рассуждать с практической точки зрения. Но вообще мы, наверно, не придем к соглашению, для меня знания самодостаточны сами по себе, я в принципе не понимаю необходимости обосновывать, зачем нужно что-то знать. Собственно, в этом плане я соверешенно согласна с апдейтом основного поста. Мне, например, математика до смерти не сдалась в практичесокм смысле, но я никогда не скажу, что учить ее было бессмысленно и ненужно.
kerry-lla окей, другой вопрос - приятные и полезные знания для всех одинаковы? Или у всех свой набор? И если свой, как не прогадать и выбрать полезные?
химия начинается с 7-8 класса.
для меня знания самодостаточны, но я не буду 24 часа в сутки сидеть за словарями и энциклопедиями, потому что весь набор знаний человечества мне все равно не усвоить. соответственно есть какой-то предел даже для интересующегося человека.
но вообще да, я действительно плохо понимаю, о чем вы говорите, поэтому даже поспорить толком не могу с вашей точкой зрения.
Вузы чаще дают профильное - практическое в смысле профессиональное.
littledoctor приятные и полезные знания для всех одинаковы? Или у всех свой набор? И если свой, как не прогадать и выбрать полезные?
Насколько я смутно помню, люди различаются на 30%. Это очень много по сравнению с другими биологическими видами. Не настаиваю на этой цифре, но думаю можно от нее отталкиваться. Т.е. процентов семьдесят составляет нужное для всех, остальное - индивидуальные различия. Не прогадать - это уже искусство))) Хотя мы даже тут, в дайри, регулярно балуемся тестами.
она может начинаться хоть с первого, это еще не значит, что ее будут учить. К тому же, по планируемому закону, предполагается ее вообще вынести за рамки обязательных - как и математику, кстати.
Я просто к тому, что как бы не была хороша идея сделать в старших классах профильное обучение, о чем вы говорили в одном из своих первых постов, с ней надо быть очень осторожными. Очень мало кто к девятому классу точно определяется с будущей профессией. Из нашего профильного класса в двадцать человек по профилю пошли только пять.
но вообще да, я действительно плохо понимаю, о чем вы говорите, поэтому даже поспорить толком не могу с вашей точкой зрения.
простите, я просто пытаюсь сказать, что как бы мне не нравилась ваша идея о воспитании самостоятельности, в том числе в плане выбора того, что учить, она, имхо, утопична. Абсолютное большинство выберет не учить ничего
но это же невозможно. выбрать они обязаны.
отсидеть положенные обж с патриотизмом и идти пить пиво в подъезд.
Шесть предметных областей.
- русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература);
- иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык);
- общественные науки (обществознание, история, география экономика, право);
- математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика);
- естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология);
- курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).
Ученик выбирает 7 предметов, 1-2 предмета из каждой предметной области. Из них 3-4 на профильном уровне и 3-4 на базовом или общеобразовательном.
я изучал естествознание на первом курсе вуза. вуз экономический.
я, например, естественник, значит, на профильном уровне я должна выбрать, допустим, химию, биологию ну и еще како-нибудь третий предмет, который идет в мой вуз третьим экзаменом.
в такой вуз иногда нужна география всегда сдают русский, но если честно, чтобы написать экзамен по русскому на нормальную оценку в не-гуманитарный вуз, достаточно учить его первые несколько классов. ну предположим, вы все для экзаменов взяли - химию, биологию, географию и русский. вам обязательно надо взять так же один из иностранных языков, обязательно что-то математическое, и еще что-то: хотите литературу, хотите искусство, хотите экономику... в чем проблема-то?
я все же сомневаюсь, что в школах оно будет выглядеть так же соблазнительно...
но если честно, чтобы написать экзамен по русскому на нормальную оценку в не-гуманитарный вуз, достаточно учить его первые несколько классов.
да ладно
и еще что-то: хотите литературу, хотите искусство, хотите экономику... в чем проблема-то?
да блин, а если я все хочу?)) если я не хочу выбирать между историей и литературой? между математикой и вторым языком? Ну как можно из этого списка в принципе выбрать лишнее, я не понимаю просто. Что, экономика не нужна? Или право? Или биологию оставить на выбор - это как вообще? Анатомию человека, между прочим, сейчас в большинстве школ начинают учить только в старших классах, так что, пусть не знают, если не хотят?
у нас был только повтор. серьезно.
и к тому же я же как раз сказал о том, что русский мы предположительно берем в качестве предмета на сдачу.
да блин, а если я все хочу?)) если я не хочу выбирать между историей и литературой? между математикой и вторым языком? Ну как можно из этого списка в принципе выбрать лишнее, я не понимаю просто. Что, экономика не нужна? Или право? Или биологию оставить на выбор - это как вообще?
Вот так и оставить. Если у вас за год-два до поступления в университет еще и лишнее неиспользованное время окажется - будете ходить на курсы, ну и при школах в идеале можно создать институт кружков по интересам, который кстати благополучно действует в америке. Речь идет о том, что все это интересное вам не придется кровь из носа сдавать, если захотите - будете изучать когда будет оставаться время и для собственного удовольствия, материалов и возможностей в современном мире - полно.
Просто для тех кто не захочет, это не будет обязаловкой.
Речь идет о том, что все это интересное вам не придется кровь из носа сдавать,
так и сейчас кровь из носа не сдают. По-моему, уж на тройку в большинстве случаев даже напрягаться не надо.
если захотите - будете изучать когда будет оставаться время и для собственного удовольствия,
ну да, я захочу. еще сколько-то человек захочет. А основная масса забьет, потому что ей это на хрен не сдалось. А жить в стране, где необязательным становится изучение ее ж собственной истории и культуры - страшно. Страшно идти в мед и лечить людей, которые ничего не знают об устройстве своего тела, потому что в школе выбрали другие дисциплины.
у вас на обж преподавали анатомию? серьезно?
А больше-то зачем, если они с этим никогда не столкнутся?
да нет, конечно, никто ж никогда не заболеет. Вы не представляете, чего иногда от пациентов услышишь... и увидишь. Пока человек не знает, как работает его организм - он не знает, как за ним ухаживать, как распознать болезнь, как не навредить, в конце концов. Я же не призываю знать наизусть название всех костей, или сосудов, но, уверена, если бы в школе давали хоть какие-то сведения об иммунитете и инфекцих, сейчас было бы куда меньше дур, отказывающихся от прививок, и дети не погибали от заболеваний, о которых в большинстве развитых стран давно забыли
Ладно. Я порядком устал от этой дискуссии, потому что столкновение мировоззрений это всегда тяжело, слишком много расхождений в базовых положениях насчет устройства мира. Никто не прав и правы все.
Не буду опровергать ваши слова, подведу просто черту под всем что я говорил: сейчас - плохо. Можно все что угодно говорить, но сейчас - правда плохо. Посмотрите на тех кто сейчас заканчивает школы. Предлагаемая реформа мне кажется попыткой улучшения. И я реально вижу, где и что она может улучшить. Те кто не хотел учиться, учиться не станут. Те кто хотел, будут. Конкретные результаты увидим лет через пять а лучше десять, когда приживется (или не приживется). В общем-то, всё.
а я вижу, что она отнимает у тех немногих, кто хочет, последний шанс. Заодно окончательно превращая всех остальных в стадо. Но и правда, закончим